Премия Рунета-2020
Ростов-на-Дону
+13°
Boom metrics
Общество27 сентября 2010 5:50

Цифровой кампус - равные возможности для всех

В Южном федеральном университете внедряют современные технологии организации образовательного процесса
Источник:kp.ru

О цифровом кампусе ЮФУ в последнее время говорится много - не слышал об этом только ленивый. Сейчас в университете полным ходом идет работа по внедрению и функциональному наполнению инновационного социально-образовательного портала. Проект «Цифровой кампус» в 2008 году стал лауреатом премии «IT-лидер» в области образования, а в 2010-м награжден золотым дипломом Четвертого международного Конгресса - выставки «Global Education - Образование без границ». Подробнее о том, что такое «Цифровой кампус ЮФУ», рассказывают сегодня те, кто непосредственно реализует этот проект. Целых А.Н. (на фото вверху слева) - профессор, зам. руководителя по информатике ТТИ ЮФУ: «Виртуальный университетский городок - только для «своих» - Александр Николаевич, что же такое «цифровой кампус»? - В переводе с английского «кампус» означает «университетский городок». Значит, цифровым кампусом смело можно называть современное информационное сообщество для студентов, преподавателей и административных работников вуза. Мы объединяем в единую электронную сеть все элементы образовательной среды и образовательные ресурсы, а именно: электронный деканат, лекционную активность, учебные процессы, показатели учебной деятельности, отчетность, информационные сайты, системы управления, ресурсы деканата, расписание и учебные планы, образовательные материалы и многое-многое другое. Создание такого рода сообщества - это принципиально новый подход к организации учебной и управленческой деятельности вуза, базирующийся на самой современной технологической платформе. Решение задачи формирования единой информационно-образовательной среды органично соответствует инновационному пути развития нашего университета. Она необходима, чтобы решать проблемы, которые встают перед вузом: построение связующего звена между подразделениями, а также системы передачи опыта и знаний. Нам нужна объединяющая коммуникационная платформа для интеграции вуза и его филиалов, для реализации механизмов опережающего трудоустройства, для тесной связи образовательного сообщества и бизнеса. Иными словами, цифровой кампус - это наш помощник в учебном процессе. Он упрощает рутинные операции и облегчает доступ к ресурсам, повышает эффективность управления, что поднимает образовательный процесс на качественно новый уровень.

- А что это означает на практике? - Хотите конкретные примеры? Пожалуйста! Одним из неоспоримых достоинств цифрового кампуса является то, что он позволяет предоставить одинаковый набор учебных сервисов и информационных услуг для различных форм обучения. Теперь и тот, кто учится на очной форме, и тот, кто учится дистанционно или заочно, являются равноправными участниками учебного процесса. Кроме того, использование социальной сети актуально и для профессионального развития педагогов, поскольку цифровой кампус предоставляет преподавателю достаточный набор информационных сервисов не только для поддержки учебного процесса, но и для осуществления его в электронной форме: контрольные по Интернету, семинар в виде веб-конференции и многие другие возможности. Раньше студенты могли видеть это только в зарубежных фильмах, а теперь это для них в Южном федеральном университете реальность. Дикарев С.Б. (на фото вверху справа) - директор ресурсного центра ТТИ ЮФУ: «Витрина» цифрового кампуса - большой образовательный портал» - Сергей Борисович, в какой стадии находится реализация проекта «Цифровой кампус ЮФУ»? Как скоро студенты и преподаватели смогут оценить его преимущества? - Проект «Цифровой кампус ЮФУ» прошел два годичных цикла развития и внедрения. За это время была создана техническая база и адаптированы внутренние информационные системы, так что уже началось активное использование проекта в учебном процессе. Сегодня цифровой кампус - это готовое решение, являющееся эффективным инструментом поддержки образовательной деятельности ЮФУ. - Каким образом можно воспользоваться системой «Цифровой кампус»? - Ключевой момент всей системы цифрового кампуса - это взаимодействие участника образовательного процесса с педагогами, администраторами, работодателями, исследователями, средствами преподавания, терминалами доступа к ресурсам и другими элементами. В качестве средства оперативного доступа ко всем этим ресурсам выступает образовательный портал. Это не просто очень большой сайт, это буквально «ворота» ко всем элементам образовательной среды и образовательным ресурсам. Задача портала - предоставить единый интерфейс доступа к информации, сервисам, сообществам в рамках всего вуза. Инфраструктура доступа включает киоски, терминалы, компьютеры, мобильную технику, беспроводную связь и сеть. Цифровой кампус - это своеобразная социально-образовательная сеть. Она интегрирует все ключевые процессы университета между собой и внешней средой, формирует для каждого участника персонализированное информационное пространство, насыщает его электронными сервисами. Что мы получим в результате? Новые возможности. Новые области знаний. Новые сообщества. Именно поэтому есть все основания рассматривать цифровой кампус ЮФУ реальной стратегически ориентированной инновацией, предлагающей каждому не на словах, а на деле перейти на качественно новый уровень образования и управления с применением передовых информационных технологий. Болотов М.В. - ведущий инженер: «На смену «Одноклассникам» идут «Одногруппники» - Максим Викторович назовите, пожалуйста, основные возможности, которые предоставляет образовательный портал? - Основные портальные возможности - это персональные страницы, общение, информационные сервисы, место хранения информационных ресурсов, а также доступ к учебным сервисам: к расписанию, учебным планам, успеваемости, подписке на дисциплину по выбору, сдаче контрольных работ и рефератов и так далее. Кроме того, образовательный портал дает возможность для дополнительного контакта студента и преподавателя.

- А почему в качестве основы для разработки портала выбрана именно модель социальной сети? - Мировое образовательное сообщество уже вполне осознает возможности социальных сетей как способа вовлечения студентов в учебный процесс, реализации групповых учебных проектов, эффективных коммуникаций. Если еще несколько лет назад специалисты задавались вопросом «А стоит ли?», то теперь применение социальных сетей в плоскости образования - это современный тренд. Механизмы социальных сетей - идеальная платформа, с помощью которой и сотрудники, и студенты с большой готовностью высказываются по интересующим руководство вопросам или участвуют в совместном обсуждении. «Коллективный разум», собранный в единой точке, помогает руководству правильно построить бизнес-стратегию или определить образовательные приоритеты. Вот почему мы предлагаем рассматривать социальные сети, аналогичные Facebook или MySpace, в качестве основной перспективы развития портальных технологий, в том числе как средство привлечения студентов и преподавателей. Кстати, социальная сеть Facebook изначально создавалась как сеть для студентов Гарвардского университета. Как знать, возможно, цифровой кампус ЮФУ со временем приобретет не меньшую известность и популярность! КАК ЭТО РАБОТАЕТ? В цифровом кампусе пользователь представлен в четырех основных ролях - учащийся, преподаватель, руководитель, выпускник. Для каждого из них создана своя виртуальная среда, в которой есть как общие разделы («Мои друзья», «Мои группы», «Мои сообщения»), так и уникальные (для учащегося - «Мои контрольные», для преподавателя - «Мои ученики», для руководителя - «Мои отчеты»). УЧАЩИЙСЯ при входе в систему видит уже созданную иерархическую сеть (образовательное учреждение - факультет - кафедра - группа - преподаватели - одногруппники). В его «досье» имеется список всех преподавателей, которые ведут у него курсы, и одногруппников. Через портал учащийся может сдать контрольные работы, получить комментарии преподавателя и узнать результат проверки, а также в назначенное время зайти на страницу соответствующей консультации и пообщаться с преподавателем. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ видит всех учащихся, которых он обучает, по группам. Преподавателем может быть создано соответствующее контрольное мероприятие, в которое учащиеся могут добавлять результаты своей работы, а он, в свою очередь, имеет возможность проверять контрольные и там же выставлять оценки. Преподаватель имеет возможность приглашать участников на организуемые им консультации, которые проходят в назначенное время в онлайн-режиме посредством текстового чата (в дальнейшем аудио- и видеоконференции). РУКОВОДИТЕЛЬ через список подразделений образовательного учреждения имеет быстрый доступ ко всем своим сотрудникам. Он может выстроить систему оперативного взаимодействия с подчиненными посредством различных подсистем: личных сообщений, событий, мероприятий или материалов. В любой момент он может посмотреть все активности преподавателей и учащихся по учебному процессу. ВЫПУСКНИК - это модификация роли УЧАЩИЙСЯ, из которой убраны все образовательные сервисы и оставлена только социальная компонента.