Премия Рунета-2020
Ростов-на-Дону
+18°
Boom metrics
Пресс-центр "КП"27 августа 2012 13:34

«За детским «не хочу» часто стоят какие-то страхи и дискомфорт»

Ростовский психолог Екатерина Трофимова больше часа отвечала на вопросы читателей «КП»

Фото: Ольга ГОПАЛО

Впереди 1 сентября. И многие малыши в этом году пойдут в школу или детский садик в первый раз. О том, как помочь ребенку прижиться в новом коллективе, настроиться на учебу и с каким проблемами чадо может столкнуться, мы поговорили с ростовским психологом Екатериной Трофимовой. Больше часа она отвечала на вопросы наших читателей, поступившие в редакцию по телефону прямой линии.

О детском садике...

- Алло, меня зовут Вера Дмитриевна. Внучке четыре года. Но она ни в какую не хочет рисовать. Усидчивости хватает всего на две минуты. В детский сад не ходит. Скажите, это нормально?

- Раз не хочет, значит, что-то ей мешает и останавливает. Заставлять не нужно, помогайте. Пусть она рисует по две минуты, но несколько раз в день. Учитывая, что ребенок не ходит в детский сад и некому с ней заниматься, стоит задуматься о дошкольном учреждении - это хорошая подготовка к школе: и интеллектуальное развитие, и общение.

- Как приучить ребенка к детскому саду? Людмила Арнольдовна.

- Чтобы избежать трудностей при адаптации к детскому саду, необходимо заблаговременно обращать внимание на ситуации, когда ребенок без вас не ест, не спит и не играет. Он постоянно нуждается в присутствии матери. Как правило, поведение ребенка напрямую связано со скрытыми потребностями взрослых, осознаваемыми и неосознаваемыми. Так, взрослые иногда сами провоцируют привязанность, буквально не спуская малыша с рук. Это вызвано разными причинами, которые мы можем даже не осознавать. Например, потребностью взрослого быть нужными, востребованным, продлить декрет, бороться с чувством одиночества, уходить от решения супружеских проблем в «родительство» или обрести для себя «новый смысл жизни». И если ребенок сильно привязан к одному из родителей, значит, какая-то скрытая потребность за этим стоит с обеих сторон.

- И что же делать?

- Если до прихода в детский сад весь мир малыша заключался в маме и папе, то с приходом в него у ребенка меняется картина мира: вокруг чужие люди, новое незнакомое пространство, часто это вызывает чувство страха, тревогу и напряжение... Здесь необходимо понять, что каждый ребенок нуждается как в контакте со взрослыми, так и в уединении: возможности побыть наедине с собой. В то же время нужно работать над формированием у ребенка навыков общения с другими людьми. Для этого можно отводить его к родственникам или на детскую площадку, разрешая играть с детьми и при этом не решая за ребенка возникающие проблемы, конфликты. Приглашать гостей к себе, проявляя гостеприимность, дружелюбие и доброжелательность. Такие уроки особенно хорошо усваиваются детьми.

- Как выйти из ситуации?

- Игрушка - переходный объект от мамы к самостоятельности. Это что-то близкое, теплое - что можно прижать к себе и почувствовать себя защищенным. Во-вторых, приучать следует постепенно - оставляя в детском саду на короткий промежуток времени и со временем увеличивая его. Так, чтобы ребенок почувствовал и убедился, что это не навсегда, а лишь на определенное время. Кроме того, хорошо повлияет на адаптацию ребенка общение родителей с воспитателем и другими детьми. Потому что симпатия, проявленная по-отношению к ним, будет формировать их отношение к вашему ребенку и служить моделью поведения для него самого. Необходимо проявлять достаточную настойчивость и терпение в приучении к саду, так как детский бунт может продолжаться какое-то время.

- Это Станислав. Как вы считаете, стоит ли делать поощрительные подарки хотя бы в первое время?

- Не должно быть так: я тебе куплю игрушку, а ты только не плачь или хорошо себя веди... Здесь не нужны параллели. С другой стороны, важно, чтобы с детским садом у ребенка были связаны положительные эмоции. Так например, из похода в детский сад можно сделать приятный и интересный ритуал для ребенка: идти через парк, играть в любимую игру. Поощрять ребенка не материальными, а эмоциональными «подарками» в виде родительской поддержки и одобрения.

О первоклашках...

- Это Андрей беспокоит. Скажите, как правильно подготовить ребенка к школе?

- Конечно, начинать готовить к школе надо не за две недели, а намного раньше. «Подготовка к школе» начинается с самого раннего возраста. В любом случае за год до начала обучения нужно пройти психодиагностику у специалиста. В домашних условиях попытаться понять, насколько сформирована учебная мотивация, может и сам родитель. Например, попросить ребенка нарисовать школу. Когда рисунок будет готов - задать вопросы. Если это дети или учительница, то что они делают, какое у них настроение, как они себя чувствуют. Нравится ли ему рисунок: хочет ли он что-то добавить или убавить. Есть ли он сам на этом рисунке. Вопросы у родителей к специалисту должно вызвать наличие неприятных эмоций, страхов, напряжения и тревоги. Это может быть выражено в наличии темных и агрессивных цветов (черный, серый, красный), в том числе и в нажиме карандаша. К примеру, в продавленной им бумаге. И говорить о том, что ребенку, вероятно, страшно выходить в новый коллектив и он не хочет отрываться от семьи, или указывать на наличие других страхов, связанных с процессом обучения. В таком случае нужно обращаться к психологу для проведения диагностической и, в случае необходимости, коррекционной работы, получения индивидуальных рекомендаций в подготовке к школе.

- В каких цветах лучше оформлять рабочее место школьника? Алевтина.

- Рабочее место лучше организовать вместе с ребенком - сделав так, чтобы ему было интересно. Желательно использовать желтый и зеленый, а также элементы красного. Так как они наиболее способствуют активизации работоспособности, усидчивости и желанию активно трудиться. Для оформления комнаты подойдут и нейтральные, спокойные тона. Здесь важно учитывать темперамент и личностные особенности самого школьника. Нуждается ли он в активизации высшей нервной деятельности, или, наоборот, в успокоении.

- Стоит ли покупать цветную «канцелярку» или лучше ограничиться спокойными тонами? Наталья.

- Для ребенка важно, чтобы ему нравилось то, чем он пользуется. Это касается и тетрадок, и ручек. Они - возможность в большей степени соединить приятные эмоции и обучение. Это способствует лучшему усвоению учебного материала. Я помню свое школьное детство, запах новых учебников и шероховатость тетрадных обложек. Ощущение, когда ты только начинаешь тетрадь и многое другое. Все это - часть школьной жизни, неразрывно связанная с мотивацией и отношением к учебе.

...а не будут ли они отвлекать от учебы?

- Я не представляю, что на одну и ту же обложку ребенок будет отвлекаться уроки напролет. Возможно, он будет рассматривать ее первое время. Но, в конце концов, это невозможно делать бесконечно.

- Как вы считаете: надо ли давать мобильный телефон в школу первокласснику? Екатерина.

- С учителем должны быть оговорены те правила, которые он введет в своем классе. В этом вопросе родители должны быть с ним заодно. Если педагог говорит о том, что мобильники нарушают учебный процесс, то нужно идти навстречу.

- Стоит ли брать отпуск в сентябре, чтобы посвятить его первым дням ребенка в школе? Юлия.

- Нет. Родители должны показать ребенку своим поведением: то, что с ним происходит - абсолютно нормально и в этом нет ничего сверхъестественного. Сверхзначимость чего бы то ни было часто вызывает или последующее перенапряжение и невротизацию, или протест.

- Надо ли делать уроки вместе с ребенком или лучше оставить это в зоне его ответственности? Максим.

- Лучше, чтобы это была его ответственность. Будет хорошо и полезно, если вы сможете занять позицию помощника. То есть ребенок всегда может обратиться к вам за помощью, и вы готовы ему ее оказать в разумных пределах. Последние должны определяться тем, что помочь ему вы можете, только поддерживая и стимулируя, а не беря на себя ответственность за его трудности. Добиться этого - вопрос времени и желания.

- Я Валентина. Мы идем в школу в этом году, и я хотела спросить: «Как лучше провести 1 сентября?» Мы думали сходить куда-нибудь: в парк и купить подарок...

- Замечательные планы. Хорошо, если праздник 1 сентября для ребенка будет сопряжен с приятными эмоциями. Важно, чтобы он не получал подарки за учебу в дальнейшем, понимая, что учится для себя. А учеба - это хорошо и приятно само по себе.

О конфликтах

- Что делать, если ребенок систематически отказывается без видимых причин идти в школу или детский сад? Лариса.

- За детским «не хочу» часто стоят какие-то страхи и дискомфорт. Зачастую ребенок их не может выразить и не понимает этого. В этом случае лучше всего поговорить с учителем или воспитателем, посмотреть самому - что происходит на самом деле. Если же такие протесты возникают у ребенка очень редко, то в качестве исключения можно дать отдохнуть и не пойти на занятия. Это будет приятным исключением из правил. Главное, чтобы это не превращалось в систему.

- Как быть, если родителям не нравится компания, с которой дружит ребенок? Ксения Алексеевна.

- Следует полагаться на свои чувства. Главное правило: не доверять им слепо, а говорить ребенку о том, что беспокоит. Если это наркотики или алкоголь, то вмешательство родителей должно быть совершенно определенным. Если же речь идет об идейном неприятии, важно понимать: что именно не нравится в друге или компании. Раз его тянет именно к ним, значит, он ощущает какую-то неполноту и что-то компенсирует в самом себе. Постарайтесь понять: что он восполняет в этом общении. В чем потребность и трудность вашего ребенка. Иначе, отрезав эту компанию, вы привлечете к нему такую же: и проблему это не решит. Научитесь слышать его.

- Как по-вашему, если у ребенка конфликт со сверстниками, стоит ли в него вмешиваться взрослым? Леонид.

- Если говорить об общих рекомендациях, вне зависимости от степени выраженности конфликта и возраста ребенка, то важно предложить ребенку помощь, спросив: нужна ли она ему. Если да - помочь в той степени, в которой вы оба посчитаете нужным. Если он откажется - спросить почему и обсудить это с ним. Какие чувства он испытывает, какие выводы для себя сделал и как видит развитие ситуации? Хочет ли он решить конфликт или идет на поводу у собственных страхов? Постарайтесь с ним поговорить. Не нужно нравоучений, лучше поделиться своими чувствами, вспомнить и привести похожие примеры из своей жизни, из жизни своих друзей, знакомых.

… а если ребенка бьют в классе?

- Тогда вмешиваться нужно однозначно: поговорить с родителями и классным руководителем, поняв, что происходит. Оптимальный вариант: настроить ребенка решить конфликт самостоятельно. Уход из школы не вариант, но в некоторых ситуациях действительно помогает смена коллектива. В любом случае обязательна консультация психолога.

- Что делать, если ребенок комплексует по поводу своей внешности, одежды или мобильника на фоне других детей класса? Бабушка семиклассника.

- Если речь идет о 10 - 15-летних подростках, то это связано с недовольством своим положением и собой, неуверенностью в себе. Человек в этом возрасте решает вопросы идентификации: «кто я?», «что я?», «зачем я?». И в этой попытке соответствовать другим он отдаляется от себя. Эта проблема никогда еще не решалась приобретением дорогих вещей. И чаще: чем больше их покупается, тем сильнее неуверенность и ребенок бежит от себя. Потому что у кого-то всегда есть еще больше... Эффективный способ помочь ребенку - говорить с ним о чувствах, сопереживать страхам, разделять переживания и, конечно же, делиться своим опытом переживания трудностей с неизменным достижением успеха в конце!

Olga.Gopalo@phkp.ru