Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+17°
Boom metrics
Общество11 ноября 2012 23:57

Близкий друг Ильи Олейникова: «От Ильи скрывали правду о его болезни»

Врач Валерий Савельев рассказал, какими были последние годы жизни артиста [аудио, видео]
Врач Валерий Савельев рассказал, какими были последние годы жизни артиста

Врач Валерий Савельев рассказал, какими были последние годы жизни артиста

Фото: Михаил ФРОЛОВ

- Он — народный артист, он принадлежит всем, поэтому надо рассказать правду - объяснил нам Валерий Тарасович причину, по которой он согласился с нами побеседовать.

- Познакомились мы в армии, в 71-м году. И с тех пор стали дружить.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Илья всю жизнь был человеком, который много беспокоится обо всем на свете, очень все близко к сердцу принимал, и, как мне кажется, это могло оказать влияние на его жизнь в последнее время. Даже находясь в состоянии, слабо совместимым с жизнью, он почему-то всегда накручивал все что-то другое. Конечно, он не знал на сто процентов своего диагноза, с чем было связано его заболевание... Это, может, и к лучшему. Потому что постоянно предполагал какие-то другие болячки — такое было у него свойство характера. Плюс у него постоянно были заморочки — то сосуды, то еще что. То клиника неврозов...

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Я его встретил там, спрашиваю — «Что ты тут делаешь?». А он говорит - «А мне Лолита посоветовала». Я его там еле одел, еле обул, вывел на улицу — он осоловевший был от уколов... Но главное, что его душевные муки-то от пребывания там не исчезли, и стали более выраженными, потому что к этому прибавились еще страдания физические.

- Подождите, то есть он не знал, что умирает?

- Да, от него и от его супруги Ирины скрывалось, что все так серьезно. Вообще, те, кто имеет медицинское образование и видели его анализы, понимали. Времени у него уже не было — это я вам говорю, как врач. Заканчивается это все однозначно. Лично я молил, чтобы Бог дал ему как можно больше жизни. А ближе к смерти он эти вопросы задавал. О жизни и смерти. Я пытался все на юмор свести.

В сентябре у меня был с ним откровенный разговор. И он в сердцах меня спросил - «Ну что со мной такое?». Я ему начал объяснять, что после такой жесткой терапии, как у него была, надо отходить. «Устал я от этого ужасно, мучиться больше не могу» - говорит. А я ему в шутку говорю - «Лучше всего умереть во сне. Ты засни и не просыпайся, и не узнаешь, что умер». Илья отреагировал с юмором, что было редко за последнее время. Рассмешить его было невозможно — ничего его не трогало. И в итоге так и вышло — он умер, не приходя в сознание.

ПЕРЕД СМЕРТЬЮ КУПИЛ КВАРТИРУ В БОЛГАРИИ

- Наверное, лучшее, что случилось с ним в последнее время, связано с его пребыванием в городе Ахтополь в этом сентябре. Это в Болгарии, в 15-ти км от границы с Турцией. Сам по себе климат там настолько чудесный, плюс море, и солнце, и фрукты — сама жизнь предоставила ему лучшие дни напоследок. По нашей просьбе в сентябре он с Ириной провел там две недели.

Приехал он туда совершенно изможденный, истрепанный, еле стоящий на ногах. Но потом ничего, отошел. Ему сняли номер рядом с нами, по его просьбе. Мы с ним вместе провели это время, он стал меняться, оживать, чем-то интересоваться наконец. С моими близкими друзьями-врачами даже ездил в туристическую поездку. Он влюбился в этот город и даже купил там себе квартиру. Я думал - дай Бог, чтобы он дожил, чтобы мы все там собирались почаще. Жалко, что его там не будет.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

- Говорят, что он очень быстро «сгорел» - с июня этого года.

- Однозначно сказать, когда он заболел, нельзя. Но однажды мы с Ирой сидели, обсуждали, и она мне сказала - «А я-то в седьмой год уже в этом».

- А что за история со стволовыми клетками?

- Последнее время у меня было тяжелое предчувствие. И я звонил им каждый день. Спрашивал у Ирины, как его состояние. И она мне говорила о его успехах. Меня поражала ее вера — если у него начиналась положительная динамика, то она очень радовалась, говорила об этом, как о большом достижении. Это мне всегда очень нравилось. Если бы не она, трудно было бы представить его жизнь. Он бы столько не прожил, она была для него всем — и женой, и няней...

Так вот. Звоню я, а она рассказывает, что ему уже начали давать пуповинную кровь. А я очень хорошо знаю, что такое стволовые клетки. Что на сегодняшний день применение их в «клинике» запрещено и что ими не умеют управлять. И когда я узнал про пуповинную кровь очень удивился, но не стал расспрашивать. А через пару дней она мне рассказывает, что Илюша отснялся, а на следующий день у него поднялась температура. И диагноз его при поступлении был «вирусный сепсис», хотя его лабораторно еще не подтвердили, должны были сказать через неделю. Если ему действительно внутривенно-капельно вводили пуповинную кровь, то хотелось бы узнать, как она хранилась, и как применялась.

И в ситуации, когда человек получает тяжелую химиотерапию, лучевую терапию, когда все показатели на нулях, что-то вводить — большой риск. Пока эти сведения не подтверждены. Частично со слов Ирины, частично я сама додумал.. Иру я пытался подвести к мысли, когда у него было острое состояние, вызванное вроде бы вирусом - спрашивал, не от стволовых ли клеток ноги растут. Она сказала - «Нет-нет, сказали, проверяли кровь, и там хороший анализ».

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Видимо, они хватались за последние соломинки, и все строилось на доверии. На эту тему открыто говорить очень тяжело. Лекарств от его состояния не было. Оперативное лечение было невозможно провести, врачи стали лечить мощными дозами облучения. А вот какие специалисты начали собираться вокруг, поставили себя выше официальной медицины - это уже другое. Мы долго искали врачей, по всему миру. И нам все говорили, что никто не возьмется. А в Израиле нам сказали — мы готовы провести обследование, а прооперировать может только Михаил Иванович Давыдов, директор онкоцентра на Каширке. Мы предложили Ирише, а Илья - ни в какую. Последней попытки мы не использовали, но я не могу сломать его, переубедить, он верил своим врачам.

- Курить-то он бросил?

- Нет, так и продолжал. Врач ему разрешил курить 6 сигарет в день. А он курил 4. Но, правда, были такие времена, когда он ко мне прибегал и просил выкурить сигаретку: - «Жена мне говорит — кури четыре! И я хочу, чтобы Иришка не видела. И только он закурил — она сразу появлялась, как будто чувствовала».

Меня поражает, что до 26-го числа он еще снимался, умер практически на ходу. А 29-го попал в реанимацию, и сразу на аппарат. И так и не приходил в себя. Вообще работать в его состоянии — недопустимый риск. Но он в Ахтополе очень переживал — как же без работы, что я буду делать. Я ему говорил, что ему надо восстанавливаться, отдыхать. А он говорил — да, и все равно бегал на работу.

ФОТОГАЛЕРЕЯ: Вспоминаем Илью Олейникова...

ЗВОНОК СЫНУ

Сын Ильи Олейникова: «В жизни он был такой же человек, какой и на экране»

Сын актера, участник группы «Чай вдвоем», Денис Клявер рассказал радио «Комсомольская правда», что Илья Львович тяжело болел. За последние дни его состояние сильно ухудшилось, и сердце не выдержало:

- Я не думаю ничего говорить, пускай будут говорить другие люди. По-моему, все и так понятно. Он был такой же человек, какой и на экране. Светлый человек.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«И навеки провожают всем двором». У Ильи Олейникова не выдержало сердце

В то, что с нами больше нет «городошника» Ильи Олейникова, решительно невозможно поверить. Не старый, активный и жизнерадостный человек ушел из жизни в Санкт-Петербурге в возрасте 65 лет - неожиданно для всех. (Читайте далее)