Премия Рунета-2020
Ростов-на-Дону
+30°
Boom metrics
Общество23 апреля 2014 12:33

Ростовчанка больше 70 лет хранит дома листовки времен ВОВ, которые рассказывают об ужасах фашизма

Их 11-летней девчонкой она вслух зачитывала горожанам
Источник:kp.ru
Лилия Ивановна в годы войны была всего лишь школьницей, но по-своему помогала ковать победу

Лилия Ивановна в годы войны была всего лишь школьницей, но по-своему помогала ковать победу

83-летняя Лилия Ивановна Головастикова содрогнулась, когда услышала по телевизору, что в Украине набирают силу профашисткие организации. Что такое фашизм, и как немцы расправлялись с русскими, пенсионерка знает не по наслышке. Когда началась война, Лиле было всего 11-ть. Теперь уже смешно вспомнить, что, когда объявили войну, она больше всего волновалась об одном — удастся ли теперь поехать в летний лагерь. Немцы брали один город за другим, но в Ростове еще не все люди понимали, что идут враги. Не хотелось верить, что такая высококультурная нация устраивает зверства и геноцид. Как раз в это время, чтобы рассказать людям правду, на Дону приняли решение отпечатать агитационные листы, в которых рассказывалось о бесчинствах фашистов и героизме противостоявших им людей. Их печатали по 10-15 тысяч экземпляров и продавали в ларьках по 10 копеек. Отец Лиды - Иван Демьянович - был активным членом КПСС. Ему, как агитатору, такие листовки выдавали бесплатно, и он быстро подключил к делу свою дочь.

- Мы жили на окраине Нахичевани, это был наш участок, - вспоминает Лилия Ивановна, касаясь пожелтевших от времени листов. - Мы договорились с одной женщиной, чтобы по вечерам люди собирались у нее в квартире. Папа был агитатором, а я у него помощницей. Он давал мне эти тексты и говорил громко и с выражением их читать.

Агит-листовки чудом избежали сожжения

Агит-листовки чудом избежали сожжения

На собрания приходило по 20-30 человек. Посещение было делом добровольным, но при этом очень популярным, ведь после прочтения агит-листов горожане могли задавать вопросы. Одни спрашивали про войну, других интересовали бытовые вопросы. Отец Лили записывал все, что интересует горожан, а потом передавал эту информацию в горком. Перед второй оккупацией Ростова Иван Демьянович отступил из города вместе с армией, его семья осталась в городе.

- Полицаи знали, что моя мама была женой коммуниста. Один раз они ее встретили и велели больше не попадаться им на глаза, - вспоминает Лилия Ивановна. - И я помню, как мы постоянно прятались от них. Вся улица нам помогала, криками или свистом предупреждали нас, что полицаи где-то рядом. Оккупанты заставили нас сжечь в котельной все книги, что были у нас дома. Где-то 60 штук, по тем временам это было немаленькая библиотека.

Но часть домашней литературы все-таки пережила оккупацию. Несколько книг попали в сарай, где были засыпаны дровами и углем. Уже после окончания войны Лиля и ее родня, разбирая завалы, нашли сохранившиеся издания, а среди них - восемь листовок, чудом не попавшихся на глаза немцам.

Лиля вступила в Комсомол в 13 лет

Лиля вступила в Комсомол в 13 лет

- Это не просто агитация, - Лилия Ивановна нежно, чтобы не повредить, перебирает пожелтевшие листы. - Когда я читала вслух про подвиги Лизы Чайкиной и Зои Космодемьянской, люди плакали. Иногда в голос. Здесь напечатаны рассказы тех людей, кто видел все своими глазами, кто испытал на себе зверства фашистов, крестьян, фронтовиков. Здесь есть статьи Алексея Толстого, Ильи Эринбурга, Бориса Горбатова.

Листовки Лилия Ивановна хранила у себя больше 70 лет. Теперь женщина собирается сдать эти материалы в библиотеку, где их оцифруют и сохранят для потомков.

ДОСЛОВНО

О чем писали в агитлистовках времен ВОВ

"Кровавое хозяйничанье немцев запомнилось жителям района на всю жизнь. Расстрелы, грабежи, неприкрытое мародерство не забудутся никогда. Богатый и цветущий колхоз "Октябрь" немцы разграбили дотла. С первых же дней они стали вводить там доподлинный царско-помещичий строй, установили барщину".

"Когда гвардейцы-танкисты части тов. Катукова ворвались в Волоколамск, они увидели на виселице на городской площади трупы восьми советских патриотов, замученных фашистскими палачами. Никто не знал имен этих людей, принявших смерть с гордо поднятой головой, без страха и трепета. Бойцы Красной армии сняли мучеников с виселицы и воинскими почестями похоронили в городском саду, около памятника Ленину".