Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Происшествия: ЧП23 августа 2016 23:43

«Кто-то рассчитывал сбить лайнер над территорией России»

На вопросы военного обозревателя «КП» Виктора Баранца о крушении «Боинга» ответили эксперты
На вопросы военного обозревателя «КП» Виктора Баранца о крушении «Боинга» ответили эксперты

На вопросы военного обозревателя «КП» Виктора Баранца о крушении «Боинга» ответили эксперты

Фото: REUTERS

Отвечает бывший начальник Главного штаба войск Противовоздушной обороны страны генерал-полковник Игорь Мальцев.

КП: - Игорь Михайлович, могли ли российские спутники космической разведки видеть и определить место запуска ракеты «Бука» или другого зенитно-ракетного комплекса в том месте, где все случилось?

ИМ: - Здесь есть возможность обнаружить тепловую энергию от факела ракеты или радиолокационное радиоизлучение этой ракеты. Или станцию наведения ракет. Хотя вообще-то космические средства разведки для этих целей не созданы. Они в основном ориентируются у нас для предупреждения о ракетном нападении. Вот старт баллистических ракет – да, там с высокой точностью определяется.

КП: - А вот если истребитель взлетает? Обыкновенный истребитель…

ИМ: - Думаю, что из космоса вряд ли возможно достаточно точно определить… Дело в том, повторюсь, что космические средства не для этого создаются. Поэтому возможность такая вряд ли заложена в тактико-технические характеристики тех спутников, которые находятся на дежурстве. Для этого предназначены средства, которые расположены на земле в основном.

КП: - Вы имеете в виду радиотехнические средства, да?

ИМ: - Радиотехническая разведка, радиолокационная разведка, слежение за радиопереговорами и т. д.

КП: - А вот российская сторона заявляла, что в то время, когда погиб Боинг, российская радиотехническая разведка зафиксировала работу украинской РЛС. Это может быть каким-то косвенным доказательством или прямым, что с той стороны была работа по Боингу?

ИМ: - Нет, прямым доказательством это быть не может. Потому что радиолокационные средства работают и в мирное время. Они работают для контроля за воздушным пространством со стороны министерства обороны. А минобороны, в том числе и на Украине, отвечает и за прикрытие государственной границы. То есть, они смотрят в целом за воздушной обстановкой. Трудно сейчас сказать, насколько эта задача пунктуально и в полном объеме выполняется Украиной в период таких событий, которые там идут сейчас.

КП: - А, допустим, наши знали, что вот на украиснкой стороне работают 15-16 РЛС. И вдруг появляется новая – они ж могли это заметить?

ИМ: - Дело в том, что круглосуточно станция не может работать. Станции включаются и выключаются по определенному графику. Для того, чтобы создавать определенное радиолокационное поле, которое должно контролировать воздушное пространство в определенном районе или вдоль всей государственной границы, или в определенном районе территории страны, исходя из обстановки. Но это вряд ли можно считать косвенным признаком.

КП: - Почему и Порошенко, и Обама, и Керри через день заявляют, что у них есть неопровержимые доказательства места запуска ракеты по Боингу из района, контролируемого «сепаратисами»? Но до сих пор эти доказательства не представлены ни в ООН, ни в ОБСЕ, ни международной комиссии?

ИМ: - Я думаю, что, если бы у них что-то было реально, это давно бы стало известно.

КП: - А если они «зажимают карты», то какую цель преследуют?

ИМ: - Ну, они делают это для того, чтобы оказывать психологическое давление на участников комиссии по расследованию. С тем, чтобы «довернуть мозги» им в определенную сторону. Я вам скажу, что косвенных признаков можно придумать очень много. Но основными фактами, которые могут подтвердить, что это теракт, или это подрыв ракеты в районе цели, то ли это зенитная ракета, то ли это самолетная ракета истребителя – вот только это может дать первый ответ на вопрос – связана ли эта катастрофа с террором, подрыв боеприпаса внутри самолета, или это подрыв ракеты авиационной или зенитно-ракетной. Вот эти факторы определяются экспертами достаточно точно по тем останкам, которые потом соберут в кучу и начнут их обследовать. Ведь каждая ракета имеет боевую часть, начиненную специальными поражающими элементами. Грубо говоря, там могут быть шарики, стрелы какие-то – ну самые разные металлические предметы, которые разрушают конструкцию самолета, а некоторые даже способны прошивать самолет насквозь. И для специалистов по останкам корпуса самолета очень легко и просто определить. Если этот самолет просто рухнул, там этих дырок от поражающих элементов нет. Мне за 25 лет летной работы в авиации часто приходилось быть на «ямах» и смотреть на эти останки. Обычно самолет, который рухнул сам по себе, там гладкие куски этих поверхностей и на них никаких следов поражающих элементов нет… Если их там ни одного нет, то ясно, что самолет упал сам. Если это подрыв, внутри там характер разрушения самолета совершенно другой, там отрубается определенная часть и рушится. По характеру вот этих поражений можно определить и сами поражающие элементы. Кроме того, сами поражающие элементы могут и остаться в самолете – в корпусе и даже в телах людей, которые там остались. И по самому поражающему элементу, если такие будут найдены, можно точно сказать, кому это принадлежит – «Буку» или ракете «воздух-воздух», запущенной с самолета… И вот это уже не косвенные будут, а прямые факты, которые свидетельствуют о том, что самолет сбит ракетой, скажем. И вот тогда уже, после расшифровки «черных ящиков», после того, как будут прочитаны остатки радиообмена между экипажем, можно точно определить время, когда это было. По линии пути от этого времени можно отсчитать, в каком месте вот это произошло точно. Абсолютно точно можно сказать, в каком месте было это поражение самолета. И все это привяжут к местности. Если бы была космическая фотография, а она наверняка какими-нибудь средствами фотографировалась, там можно четко увидеть – сегодня с космической фотографии можно обнаружить предметы до метра точно…

КП: - А у нас есть такая возможность сфотографировать из космоса?

ИМ: - А почему же нет? У всех есть. И у нас, и у американцев есть.

КП: - Спутник же должен постоянно висеть над этим районом, да?

ИМ: - Ну, это целая система…

КП: - Вы думаете, у нас есть такая возможность снять, да?

ИМ: - Это не только у нас, у всех есть. И у американцев в том числе. И если оно и есть и они сейчас молчат, так это потому, что там будет видно, где стоял «Бук». Это ведь все-таки не один и не два метра…

КП: - Почему украинские диспетчеры изменили высоту эшелона Боинга?

ИМ: - Это вопрос, который вообще не надо привязывать серьезно к этой истории.

КП: - Это обычная практика?

ИМ: - Да. Диспетчер в очень сложных обстоятельствах работает. В воздухе, при всей дисциплинированности летчиков, бывают отклонения небольшие от маршрутов, искажения курса. И для того, чтобы там развести и исключить опасное сближение самолетов, диспетчер может и снизить временно, и отвернуть его в сторону, и выше поднять. Это обычная диспетчерская работа. Вот сегодня я слышал информацию, что шесть самолетов могли бы в кучу сойтись в Ростовской области. Но диспетчер успел правильными действиями – кого вверх, кого вниз, кого в сторону – развести их.

Фото: REUTERS

КП: - А то вот такой вопрос: может ли оператор пусковой установки «Бука» с помощью только своей РЛС, которая у него на командной машине стоит, отличить на экране гражданский самолет от военного? Вообще на радарах отличается гражданский самолет от военного?

ИМ: - Ну, размер отражаемой поверхности транспортного самолета намного больше, чем отражающая поверхность истребителя. И там характер отметки совершенно другой.

КП: - А это пятно больше или оно более растянутое?

ИМ: - На станции радиолокационного обнаружения оно выглядит гораздо крупнее, потому что идет на экран прямой отраженный сигнал. А вот уже на станции наведения ракет там уже сигнал этот трансформируется в удобный для наведения ракет.

КП: - То есть, свою форму как бы ему придает…

ИМ: - Да, этот сигнал от станции наведения ракет преобразуется в удобную форму для управления.

КП: - Некоторые свидетели катастрофы Боинга говорят, что видели, как следом за ним летели два маленьких самолета. Можно ли увидеть там на высоте 5 или 8 тысяч метров самолет?

ИМ: - На 5 или 8 тысяч метров вряд ли увидишь, а вот на высоте 10 тысяч, где летел самолет, возможно, был инверсионный след. На этих высотах самолет как таковой не увидишь с земли. Тем более истребитель. А вот инверсионный след от него может быть виден. При определенном состоянии атмосферы.

КП: - След Боинга или след истребителя?

ИМ: - Если был след от истребителя, то он был и от Боинга. Если они на одной высоте были. Потому что след сам по себе зависит от состояния ионосферы в этом слое. Это конденсат на остатках работы двигателя при определенной влажности на этой высоте.

КП: - Какая информация обычно записывается на черные ящики?

ИМ: - Вся информация. Вы имеете в виду речевая?

КП: - Любая. Это и речевая и состояние техники?

ИМ: - Мне сейчас трудно сказать, сколько параметров пишется на этом Боинге, но, во всяком случае, наверное, не менее десятка это точно. Вот даже на самолете, на котором я закончил летную работу, Су-15, там писалось 12 параметров. И скорость, и высота, и курс, и переговоры, и температура двигателя, обороты и прочее. Короче говоря, пишется все, что нужно, для того, чтобы потом определить, как выполнялся полет, какие там были отказы двигателей или системы и т.д. То есть, параметры, которые определяют работу двигателей и всех систем самолета. В том числе и речевая – внутренние переговоры экипажа пишутся все и разговоры по внешней связи с диспетчерами, с командным пунктом и т. д.

КП: - Когда вы летали, вы, допустим, увидели там справа или слева какой-то странный самолет, вы все это записывали по речевому самописцу? Скажем, вижу слева там в 10 км иностранный самолет. А могли ли в Боинге увидеть истребитель украинский и записать это на черный ящик?

ИМ: - Если истребители сзади были, то вряд ли на Боинге их могли видеть. Если же истребители выходили вперед, то с Боинга наверняка передали, что на близком расстоянии от них проходит там пара истребителей.

КП: - Говорят, что на всех «Буках» есть некие ключи. Даже если бы ополченцы, допустим, захватили тот же «Бук», то там без определенных ключей он бы не работал. Или это легенда?

ИМ: - Ну, наверняка есть ключи, которые исключали бы использование этого комплекса посторонними людьми. Наверняка, а как же.

КП: - Как вы думаете, почему сразу несколько украинских самолетов вчера нанесли ракетно-бомбовые удары под Донецком по месту, где не было ни одной позиции ополченцев? По пустырю стреляли. Есть предположения, что таким образом заметали следы украинского «Бука»…

ИМ: - Да черт его знает. Может быть. Но ведь дело в том, что разброс деталей этого самолета уже сегодня, по-моему, в 50 кв. км определили. Если даже эти удары и преследовали цель нанести какие-то дополнительные поражения останкам для того, чтобы на этом фоне демаскировать реальные поражающие действия ракеты, то это все равно ни к чему не приведет. Потому что разброс настолько большой – всю поверхность они покрыть не могут. И если там есть воздействие поражающих элементов ракет, то эксперты их обязательно найдут, если хотят найти. Но поскольку там не один эксперт, вот это желание, даже если у кого-то и появится скрыть, оно вряд ли осуществимо.

КП: - Игорь Михайлович, у вас уже вызрело какое-то предположение о причинах катарофы Боинга, к которому логика ваша склоняется? Или вы все еще тоже маетесь в догадках?

ИМ: - Я не могу понять, почему, если это уничтожение «Боинга, почему оно произошло так близко к государственной границе России? Видимо, был иной расчет... Ведь если бы упал этот самолет на территории России, разговор с нами был бы совсем другой сейчас. На нас бы повесили всех дохлых кошек. Поскольку тогда, кроме наших зенитных ракет, больше списывать не на кого.

КП: - Может, именно в этом и расчет этой операции был?

ИМ: - Ну, если даже и рассчитывали, то она вообще сделана топорно. Чувствуется, что профессионализма военным Украины не хватает во всем, за что ни возьмись.

КП: - Игорь Михайлович, вот у украинцев под Донецком стоит 156-й зенитный ракетный полк, вооруженный «Буками». Они его время от времени вытаскивали на поля и устраивали учения… А в это время была нервная обстановка, наши самолеты патрулировали вокруг границы и украинцы нагнетали ажиотаж, что вот-вот русские прилетят и начнется бомбежка… Не могло ли так случиться, что по недоразумению, из-за низкого профессионализма украинцы перепутали наш бомбардировщик и Боинг и пальнули, а?

ИМ: - Я не думаю, чтобы уж украинские руководители до такой низости пали, чтобы идти на вот это злодеяние?

Фото: REUTERS

КП: - А если просто по ошибке?

Им: - Я согласен. Если это и произошло, то только из-за низкой квалификации и случайно произошло. Точно так же, как было тогда с С-200 и нашим Ту-154, сбитым в 2001 году над Черным морем.

ЕЩЕ КОММЕНТАРИЙ

Михаил Тимошенко, полковник в отставке, военный эксперт: «Порошенко и Обама блефуют»

- Могли ли российские спутники космической разведки видеть и определить место запуска ракеты «Бука» или другого ЗРК? Или засечь истребитель, атакующий малайзийский Боинг? Или не могли из-за известного состояния нашей космической группировки?

- Для этого нужен один или несколько спутников с РЛС бокового обзора и инфракрасными сенсорами над этим местом. Состояние нашей космической группировки такого не позволяет.

- Почему и Порошенко, и Обама говорят, что у них есть «неопровержимые доказательства» места запуска ракеты по Боингу, но до сих пор они не представлены ни в ООН, ни в ОБСЕ, ни международной комиссии, расследующей ЧП?

- Потому что они знают, кто запустил ракету, но признать этого не могут, как Кучма в свое время не признавал удар своей ракетой С-200 по нашему Ту-154 в 2001 году. Вот и пытаются «давить авторитетом". Другими словами - блефовать.

- Почему, на ваш взгляд, украинские диспетчеры изменили высоту эшелона Боинга на 600 метров ниже? Это обычная практика или тут что-то иное?

- Обычная практика, особенно если на этом эшелоне летит другой самолет, особенно военный.

- Можно ли по характеру разрушений Боинга и типу пробоин на останках самолета понять, каким оружием он был поражен?

- Можно. Если это С-200, то будет множество круглых отверстий от шрапнели, которой снаряжена его боевая часть (БЧ). Если отверстия рваные, то скорее всего это "Бук", у которого на расстоянии 17 м от цели срабатывает радиовзрыватель, и БЧ рвется на осколки весом более 60 г. Если отверстия круглые, но большего диаметра, то это скорее всего 30- мм снаряды от пушки истребителя ГШ-30. Тогда должны быть следы внутреннего взрыва и осколков от него.

- Может ли оператор пусковой установки «Бука» с помощью только своей РЛС (установленной на его машине) отличить на экране гражданский самолет от военного?

- Оператору пусковой установки не то что отличить, даже обнаружить цель своей РЛС - все равно что подглядывать сквозь замочную скважину: очень уж мал сектор обзора. да и потом, электроника комплекса блокирует пуск по своим самолетами и вертолетам. А вот по иностранным - нет!

- Некоторые свидетели катастрофы Боинга говорят, что видели, как следом за ним летели «маленькие самолеты». Добивали лайнер?

- Есть расхожее выражение - "врет, как очевидец". С расстояния в 10 км или более (если наблюдатель видит цель под углом) увидеть истребитель на фоне инверсионного следа лайнера затруднительно. Добивать тоже не могли: там, где работает ЗРК, свои истребители не летают: не дай бог, свои же ПВО-ошники зацепят.

- Какую информацию обычно записывают «черные ящики»? Говорят, что на Боинге из было аж 12?

- Обычно регистраторов только два - параметрический и речевой. Иногда дублируют, но не шестикратно же.

- Уже давно ходят слухи, что ополченцам якобы удалось с месяц назад отбить у одной из частей украинской армии «Бук». Есть на его установке «ключи», без знания которых нельзя запустить ракеты?

- Нигде не сказано, какой из элементов "Бука" они отбили, а там их как минимум четыре: командный модуль, РЛС обнаружения и целеуказания "Купол", самоходная пусковая установка (у нее своя РЛС с функцией наведения по сигналу от "Купола" через командный модуль) и пуско-заряжающая машина (ПЗМ). Пуск могут произвести только два последних, но ПЗМ сделать это может только при наличии работающей РЛС на самоходной пусковой установке. "Ключей", блокирующих запуск, нет, так как система опознавания "свой-чужой" блокирует запуск по своим летательным аппаратам.

- Оставляет ли за собой ракета «Бука» след в небе? Сколько минут он держится до полного рассеивания?

- Оставляет, но короткий, так как двигатель работает около 25 секунд. Держится в зависимости от силы ветра.

- Как вы думаете, почему сразу несколько украинских самолетов нанесли вчера ракетно-бомбовые удары под Донецком по пустынному месту, где не было позиций ополченцев? Заметали следы, оставленные украинским «Буком», стрелявшим по Боингу?

- Очень похоже именно на это.

- Какие следы остаются на «Буке», стрелявшем ракетой?

- Может остаться копоть или слегка в некоторых местах обгореть краска на борту.

КОМПЕТЕНТНО

«Шансы установить причину крушения Боинга есть»

На вопросы военного обозревателя «КП» Виктора Баранца отвечает Михаил Захаров, полковник в отставке, старший преподаватель кафедры Тактики и вооружения зенитных ракетных войск военной академии воздушно-космической обороны, кандидат технических наук, старший научный сотрудник.

КП: - Как «Бук» поражает цель?

МЗ: - Зенитный ракетный комплекс (ЗРК) поражает цель не за счёт прямого попадания в воздушную цель (вероятность прямого попадания ракеты в цель небольшая), а за счёт подрыва боевой части (БЧ) и разлёта осколков.

Конкретно для ЗРК «Бук-М1» используется зенитная управляема ракета (ЗУР) 9М38М1, самонаводящаяся твердотопливная с полуактивным методом самонаведения. Ракета одноступенчатая и не имеет отделяющихся в полете частей.

КП: - Каковы ТТХ ракеты «Бука»?

МЗ: - ЗУР имеет следующие характеристики:

-средняя скорость полета - 800—850 м/с (максимальная - 1000 м/с);

-стартовая масса - 685 кг;

-масса боевой части - 76 кг;

-количество осколков боевой части - 6500 шт. (2 типа: 8,1 г и 2,5 г);

-время работы двигательной установки - 18-22 с;

-располагаемые перегрузки - 19 ед.

Осколки разлетаются со скоростью 1,7 – 2,0 км/с, накрывая цель. Вероятность поражения цели типа истребитель ЗРК «Бук-М1» составляет 0,8 – 0,95. Вероятность поражения гражданского лайнера одной ракетой близка к 1.

КП: - Что происходит с самолетом, когда его атакует ракета «Бука»?

МЗ: - При попадании разлетающихся осколков несущие поверхности самолёта превращаются в дуршлаг (говоря по-научному, - совокупность частых отверстий). При исследовании трупов при попадании ракеты С-200 в лайнер ТУ-154 в 2001 году медицинской экспертизой была констатирована мгновенная смерть части из них ещё на борту от поражения осколками. (Вот почему межународной комиссии, работающей на Донбассе, нужно сейчас так же исследовать трупы на предмет наличия в них металлических осколков!).

Фото, которые я видел, не дают возможности сделать вывод о применении ЗРК (нет характерных повреждений типа «дуршлаг» от разлёта осколков ракеты).

Чтобы сделать однозначные выводы, нужно специалистам детально изучить характер повреждений не только техники, но и трупов.

Нужно во что бы то ни стало найти фрагменты ракеты!!! Они наверняка находятся неподалеку, поскольку после подрыва ЗУР ни самолёт, ни ракета не будут планировать – фрагменты будут хаотично падать вертикально вниз и смещаться под действием ветра. Ракета не взрывается в пыль (подрывается только БЧ и то осколки летят в области пространственного конуса). Крупные фрагменты должны обязательно присутствовать и по ним можно определить, что же поразило самолет. (Сейчас пока суета вокруг почти бесполезных чёрных ящиков).

КП: - Может ли оператор «Бука» распознать на экране тип цели и поределить - она «своя» или «чужая»?

МЗ: - Оператор РЛС может лишь приблизительно (по скорости, высоте, маневренности и ЭПР цели) определить класс цели – истребитель, бомбардировщик и т.д.

Ведётся опознавание государственной принадлежности по принципу «свой-чужой». Гражданский и военный самолёт на экране индикатора выглядят совершенно идентично, если у них примерно одинаковые скорость, высота и т.д.

КП: - Какую информацию содержат «черные ящики»?

МЗ: - Чёрные ящики записывают телеметрическую и речевую информацию. В нашем конкретно случае они малоинформативны, за исключением точного определения момента попадания ракеты в самолёт – тогда РЕЗКОЕ уменьшение высоты, скорости, ненормативная лексика лётчиков и т.д.

КП: - По каким признакам можно определить запуск ракеты «Бука»?

МЗ: - Ракета оставляет за собой БЕЛЫЙ след. У земли он держится 15-20 секунд (есть видео запуска ракеты «БУКа»). По мере набора ракетой высоты инверсионный след ракеты более устойчив и держится 2-3 минуты.

КП: - Какие следы остаются на земле возле «Бука», запустившего ракету, и на самой установке?

МЗ: - После пуска ЗУР на земле остаётся след прогара, следы прогара красочного покрытия остаются и на самоходной огневой установке (СОУ) и пусковой заряжающей установке (ПЗУ). Конечно, можно быстренько перекрасить (якобы подошло время технического обслуживания большой периодичности), но скрыть, что краска новая, тем более невозможно, СОУ (ПЗУ) будут пахнуть несколько недель свежей краской.

СОУ один не стреляет (он просто не имеет возможности обнаружить цель). Нужны ещё станция обнаружения целей (СОЦ) «Купол» и пункт боевого управления (ПБУ).

После пуска твёрдотопливной ЗУР от места пуска в направлении полёта к цели остаются лежать на земле непрогоревшие кусочки топлива ракеты (твёрдые, чёрные, матовые, выделяют много энергии, если поджечь). Это – вещественное доказательство недавно произведённого пуска!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Для разгадки причин катастрофы нужны неопровержимые факты, а не предположения» Военный обозреватель «КП» обсудил популярные в Сети версии крушения «Боинга» с подполковником запаса, бывшим командиром зенитного ракетного полка Андреем Нескородовым Российские и зарубежные СМИ, включая Интернет, уже который день «кишат» версиями и слухами о том, что могло привести к крушению малайзийского лайнера. К этому потоку догадок, профессиональных и дилетантских мнений примешиваются ложь «кашеваров информационной войны», скоропалительные и тенденциозные выводы некоторых зарубежных политиков и военных. Правда и вранье, действительные события и предположения, примитивная «деза» и подлинные факты зачастую перемешиваются так, что их невозможно различить. Но среди этой лавины сообщений нередко попадаются такие, на которые нельзя не обратить внимание (читайте далее)

«Для разгадки причин катастрофы нужны неопровержимые факты, а не предположения»

Военный обозреватель «КП» обсудил популярные в Сети версии крушения «Боинга» с подполковником запаса, бывшим командиром зенитного ракетного полка Андреем Нескородовым

Российские и зарубежные СМИ, включая Интернет, уже который день «кишат» версиями и слухами о том, что могло привести к крушению малайзийского лайнера. К этому потоку догадок, профессиональных и дилетантских мнений примешиваются ложь «кашеваров информационной войны», скоропалительные и тенденциозные выводы некоторых зарубежных политиков и военных. Правда и вранье, действительные события и предположения, примитивная «деза» и подлинные факты зачастую перемешиваются так, что их невозможно различить. Но среди этой лавины сообщений нередко попадаются такие, на которые нельзя не обратить внимание (читайте далее)

Смотрите также фоторепортажи:

А В ЭТО ВРЕМЯ

Министерство обороны России: Падающий «Боинг» сопровождали украинский штурмовик и спутник-шпион США Военное ведомство РФ выдало сенсационные подробности крушения малайзийского лайнера, которые скрывают в Киеве и Вашингтоне В понедельник в здание Министерство обороны России пригласили российских и иностранных журналистов, чтобы дать официальное заявление по поводу различных слухов, которые распространяются в СМИ по поводу авиакатастрофы с малайзийским «Боингом-777» (читайте далее)

Министерство обороны России: Падающий «Боинг» сопровождали украинский штурмовик и спутник-шпион США Военное ведомство РФ выдало сенсационные подробности крушения малайзийского лайнера, которые скрывают в Киеве и Вашингтоне В понедельник в здание Министерство обороны России пригласили российских и иностранных журналистов, чтобы дать официальное заявление по поводу различных слухов, которые распространяются в СМИ по поводу авиакатастрофы с малайзийским «Боингом-777» (читайте далее)

Министерство обороны России: Падающий «Боинг» сопровождали украинский штурмовик и спутник-шпион США

Военное ведомство РФ выдало сенсационные подробности крушения малайзийского лайнера, которые скрывают в Киеве и Вашингтоне

В понедельник в здание Министерство обороны России пригласили российских и иностранных журналистов, чтобы дать официальное заявление по поводу различных слухов, которые распространяются в СМИ по поводу авиакатастрофы с малайзийским «Боингом-777» (читайте далее)