Наш колумнист - о новом телесериале о летчике Чкалове
Я долго не могла определить для себя, почему мне (лично мне, никому не навязываю точку зрения), так мучительно больно каждый раз смотреть новые фильмы или сериалы про старые-добрые советские времена. Особенно – если речь идет о предвоенных годах. Пожалуй, последний (хронологически) фильм, который вызвал во мне ощущение, что мне не подсовывают фальшивку вместо детства моих бабушек и дедушек и юности моих прабабушек и прадедушек, назывался «А завтра была война». Давненько снято, не правда ли?
Не знаю, когда все сломалось. Но каждый раз сегодня, когда режиссеры рассказывают и про первую половину двадцатого века, и про вторую, я не верю происходящему уже на уровне картинки. Последний пример на сегодня – сериал «Чкалов» с Евгением Дятловым в главной роли. Его показывали на Пятом канале в режиме нон-стоп все воскресенье.
Главное, что бросается в глаза – какая-то подчеркнутая неестественность «как бы людей». «Простых советских граждан». И понимаешь ведь, что авторы эпоху изучали. Может, они даже в правильную форму граждан нарядили и в правильные интерьеры поместили. Даже выпить их сажают за столик кучками, чтобы потом подошла женщина в ситцевом платье и проворковала: «Да что же вы все о делах, да о делах?!» Но жизни нет, застолья нет, диалоги виснут раньше, чем обвисают от диалогов уши. И тут вдруг меня осенило, что это мне напоминает. Оживший сборник советских плакатов, превращенный сценаристами в комикс.
Человек выглядит не как человек, а как фотография после ретуши из черно-белой «Правды». Помните, в «Девчатах» есть сцена, где герой Рыбникова, у которого плохо на душе, позирует фотографу в качестве передовика производства и выдает «улыбочку»? Широкую, фальшивую, чтобы отделались? Такую «улыбочку» с подобных газетных полос про передовиков пытаются скопировать живые современные актеры. Скопировать и донести. Все жесты, все позы, все мимические упражнения в области бровей, лба, губ напоминают не о домашних архивах их бабушек, а о том, как выглядели те самые «передовики производства». Взял пилу, улыбнулся на камеру – и лес валить.
- Я не глист, чтобы в соколы окольными путями заползать! – говорит в одной сцене Валерий Чкалов.
- Ты же знаешь, он, если надо, бетон головой разобьет! – говорит там же приятель Чкалова.
Так разговаривают друзья под водку после долгой разлуки. Верите? Я как-то не очень. Ни в глистов, ни в соколов, ни в бетон. Ни в непонятную попытку имитировать антураж, а не прожить роль, судьбу, биографию. Кстати, на «Пятом» скоро покажут «Страсти по Чапаю». В анонсе виден мужик с шашкой наголо и с румяным усатым лицом, которое украсило бы любую жестяную коробку для табака. Жду-с.