Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Звезды21 октября 2014 22:00

Высоцкий говорил: Если Хилькевич звонит - это к деньгам

22 октября исполняется 80 лет режиссеру картины «Д'Артаньян и три мушкетера»
Анна ВЕЛИГЖАНИНА
Анна ВЕЛИГЖАНИНА
С третьей женой Надирой Мирзаевой режиссер познакомился на съемках: она сыграла Гайде в «Узнике замка Иф». Они вместе до сих пор. Фото: личный архив.

С третьей женой Надирой Мирзаевой режиссер познакомился на съемках: она сыграла Гайде в «Узнике замка Иф». Они вместе до сих пор. Фото: личный архив.

Последние годы Георгий Юнгвальд-Хилькевич фильмов почти не снимает - работает художником в театре Юрия Куклачева. Но его трилогию о мушкетерах, «Узник замка Иф», «Ах, водевиль, водевиль!» и другие картины россияне обожают до сих пор.

«Комсомолка» позвонила имениннику накануне юбилея.

«Самый плохой советский режиссер»

- Георгий Эмильевич, как отметите день рождения?

- Работать буду: делаю новую программу для Дмитрия Куклачева. «Котостройка» - спектакль о том, как коты требуют дать им человеческие права - в том числе места в Думе.

- А как же фильмы?

Предлагают снять картину по моему сценарию, написанному пять лет тому назад. Пока размышляю... Я же считался самым плохим советским режиссером, меня даже не включили в энциклопедию кино СССР - не складывались отношения с советским строем. Но я все-таки умудрился снять революционный фильм «Опасные гастроли». Сценарий писал специально под Володю Высоцкого. Полгода мне его на главную роль не утверждали. Измучили!

Высоцкий в Одессе на съемках «Опасных гастролей», к сожалению, два месяца пил. И мы занимались очковтирательством: делали вид, будто работаем, а сами ждали, когда Володя выйдет из больницы. Переживали - вдруг нас с директором за простой посадят? Когда наконец Высоцкого выписали, снимали без остановки...

Для «Опасных гастролей» Володя написал столько песен! Но многие запретили: «Я не люблю себя, когда я трушу», Песню о сплетниках («Но словно мухи тут и там, ходят слухи по домам…»), «Цыганочку».

Высоцкий вообще мой любимый актер, мы дружили. За ним ходили сотрудники ОБХС, чтобы поймать за руку, когда ему передадут деньги за «левые концерты». А мы, его друзья, стояли в проходах, и нам незаметно устроители засовывали конверты с наличкой в карман...

- Высоцкий позже пробовался в вашем фильме «Дерзость»...

- Это были фиктивные пробы. Он сидел совершенно без денег, нуждался. Я вызывал его на пробы, которые ему оплачивали. Володя говорил: «У меня есть хорошая примета: если Хил звонит - это к деньгам!».

Сценарий картины «Опасные гастроли» Юнгвальд-Хилькевич писал специально под Высоцкого. Фото: кадр из фильма.

Сценарий картины «Опасные гастроли» Юнгвальд-Хилькевич писал специально под Высоцкого. Фото: кадр из фильма.

Народ его обожал. Однажды привез Володю к своему другу в Сенеж. Высоцкий решил спеть. По всему Сенежу быстро разнеслась весть: Высоцкий выступает!

А в 25 км от этого местечка находились курсы для старших офицеров. Кончился концерт, мороз минус 40, ждем автобуса. Вдруг вдалеке появляется какое-то облако. Это бежит военный, до пояса голый, потный, от него валит пар. Подбежал к Высоцкому, встал на колено, говорит: «Володя, я прибежал, чтобы сказать: нас около тысячи человек. Если ты скажешь нам встать в ружье – мы пойдем за тобой!».

Высоцкого аж всего затрясло. Говорит: «Спасибо. Ты хоть согрейся!». А военный развернулся и опять побежал свои 25 километров. В автобусе Высоцкий переживал: «Я этого не заслужил!».

«Когда Володя был с запое, его выхаживала моя жена»

- Говорят, однажды Высоцкий приревновал к вам свою возлюбленную, актрису Татьяну Иваненко.

- Приехали с Таней на спектакль «Гамлет» к Володе. Я ей говорю, мол, на душе кошки скребут, поцелуй меня в щечку. Таня развеселилась и куснула слегка. Когда свет зажгли – у меня под глазом синяк, она сосуд зубом задела. А Володя решил, что я к ней приставал, и она мне залепила...

Вообще Таня особенный человек. Она забеременела от Высоцкого. Володя ей сказал: если родишь - отношениям конец. Таня ответила: «Не могу твоего ребенка убить – прощай!». И действительно исчезла. Родила дочку Настю - та уже взрослая.

Володя не хотел, чтобы Марина Влади узнала, что Таня забеременела. Кстати, когда у Володи случались запои, Марина уходила на ночные фестивали, вечеринки. Ей там было интереснее, чем рядом с пьяным. А с Высоцким сидела моя тогдашняя жена Таня Чернова. Марина потом за это ей подарила золотое ожерелье – сняла с шеи и надела на Таню...

Однажды Володя и Марина спасли Таню. У нее был перитонит, начался сепсис, она оказалась на грани жизни и смерти. Влади достала в Париже дефицитное лекарство, через три часа Боярский выехал в аэропорт «Шереметьево», встретил летчика, который вез лекарство из-за заграницы - и отдал его мне. После Татьяна начала быстро выздоравливать.

Боярский- настоящий Д,Артаньян, а Смехов - реальный Атос

- Говорят, режиссер Юрий Любимов с трудом отпустил к вам в фильм о мушкетерах своего актера Вениамина Смехова, игравшего Атоса...

- Он его вообще не отпустил! Ох и намучились мы с Веней! Он прилетал на неделю, и за это время снимал те сцены, который с другими прокручивали месяц. Вместе все четверо мушкетеров в кадре встретились только два раза. Все остальное - монтаж.

- А с Боярским помирились? Слышали, у вас была ссора.

- За 30 лет совместной работы чего только не было! На первых «мушкетерах» он сам фехтовал. И на репетиции ему кто-то концом шпаги проколол во рту небо. Вызывали «Скорую», могло быть заражение крови. От меня скрывали, кто поранил Боярского. И только когда умер постановщик трюков Володя Балон, мне открыли тайну: это сам учитель фехтования случайно промахнулся.

В «Мушкетерах 20 лет спустя» Боярский заваливал коня и сломал руку. И все серии у него на левой руке перчатка, а на самом деле там у него гипс...

Мушкетеры – чисто настроенческий фильм. Наверное, у него такой бешеный успех, потому что я выбирал не актеров, а людей, похожих на персонажей. Они ничего не наигрывали, были сами собой.

Боярский приехал пробоваться на Рошфора. Я его увидел и понял, что это натуральный Д,Артаньян. Абдулов, который уже был утвержден на эту роль, все-таки играл гасконца, а Миша им был (в итоге Абдулову достались в фильме лишь два эпизода. - Ред.).

Смехов - абсолютный Атос по своей сути. Игорь Старыгин, ныне покойный, был Арамисом и в жизни, такой же утонченный дамский угодник. У Вальки Смирнитского сейчас в Испании свое имение – настоящий Портос!

Когда входила Самохина, мужчины замирали

- Из женщин, которые у вас снимались, кого считаете самой красивой?

- Анну Самохину. Я нашел ее в ростовском ТЮЗе, где она играла всяких уродок с приклеенными носами. В ТЮЗе женская красота никому не нужна. В 25 лет, поздно для актрисы, она снялась в моей картине «Узник замка Иф» – это была ее первая работа. После выхода фильма зажглась ее звезда. Необычайно красивая актриса! Когда она пришла на съемочную площадку, все мужчины замерли. Снялась у меня обнаженной в одном кадре. Мы ей прикрывали грудь, а бедра оставили…

При этом у меня никогда не было романов с актрисами - только с балеринами. У меня было три жены, и все балерины.

Вторая, та самая Татьяна Чернова, - сейчас главный хореограф Канадского национального хореографического училища в Торонто.

- Общаетесь?

- Общался, пока дочка не родилась в третьем браке. Тогда Таня мне прислала факс длиной в полтора метра - и весь матом. Надеялась, что я к ней вернусь. Но когда ребенок родился, поняла: все.

Когда я влюбился в Надиру (Надира Мирзаева - исполнительница роли Гайде в фильме «Узник замка Иф». - Ред.), потерял голову. Люблю ее по-прежнему так же сильно, страсти у нас такие, что особенно и возраст не замечаю!

Успех картины прост: актеры не играют - они такие и есть в жизни! Боярский - настоящий д'Артаньян, а Смирнитский - Портос. Фото: кадр из фильма.

Успех картины прост: актеры не играют - они такие и есть в жизни! Боярский - настоящий д'Артаньян, а Смирнитский - Портос. Фото: кадр из фильма.

В ТЕМУ

Мой отец не узнал Сталина

- Мой папа в начале 20-х работал в Большом театре ассистентом режиссера, - рассказывает Георгий Юнгвальд-Хилькевич. - Однажды туда приехал Сталин - решил снять из репертуара «Юлия Цезаря»: мол, не ко времени. А папа совершенно не разбирался в политике: в лицо знал только одного большевика с усами - Буденного. И стал со Сталиным спорить, называя его Буденным! В итоге отца выгнали из Большого - и он уехал в Ташкент.

Уже в 1937 году папа снова приехал в Москву со своей постановкой. Сталину спектакль понравился. Отца он узнал и с ехидцей спросил: «Ну теперь-то вы знаете, что я нэ Буденный?»

Возможно, благодаря этой истории КГБ не трогал отца даже в самые страшные годы.

СПРАВКА «КП»

Георгий Эмильевич ЮНГВАЛЬД-ХИЛЬКЕВИЧ родился 22 октября 1934 года в Ташкенте.

Отец - оперный режиссер Эмиль Иосифович Юнгвальд-Хилькевич.

Окончил архитектурный и театрально-художественый институты в Ташкенте, Высшие курсы сценаристов и режиссеров ВГИКа (1966).

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1990).

Заслуженный деятель искусств Украины (1995).

Автор нескольких книг о кино.

ЛУЧШИЕ ФИЛЬМЫ МАСТЕРА

«Д'Артаньян и три мушкетера» (1978)

«Ах, водевиль, водевиль...» (1979)

«Узник замка Иф» (1988)

«Мушкетеры 20 лет спустя» (1993)

«Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини» (2007)