Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Звезды26 октября 2014 21:25

Народ выбирает «трэш»

Завершился 9-й Римский кинофестиваль, на котором в этом году отменили профессиональные жюри. Отсюда и плачевные результаты
Кадр из фильма "По воле богов" Такаси Миике

Кадр из фильма "По воле богов" Такаси Миике

В этом году молодой фестиваль в Риме, все еще находящийся в поиске собственной идентичности, вернулся к истокам: профессиональное жюри вновь заменили зрительским — решение спорное и вызванное, как говорят, сокращением бюджета. Как следствие, по-настоящему любопытные, новаторские картины, которых, как ни странно, было довольно много в этом году, прежде всего в программе Cinema d'Oggi (Кино сегодня) и прежде всего из Латинской Америки, остались за бортом. В этой секции публика, кажется, неожиданно даже для самой себя, решила вознаградить китайскую картину «12 граждан» (12 Citizens) - еще один ремейк «12 рассерженных мужчин» Синди Люмета.

Среди неотмеченных фильмов — религиозная парабола «Люцифер», снятая бельгийцем Густом Ван ден Берге в Мексике, и скромная, но точная мелодрама «Доллары на песке» (Dolare de arena) с 70-летней Джеральдин Чаплин в роли безнадежно влюбленной в годящуюся ей во внучки расчетливую доминиканку, и «археологическая» драма «NN” перуанца Эктора Гальвеса - крайне пессимистическая метафора тотального забвения всех прошлых (и будущих) трагедий, и вольнодумный аргентинский дебют «Лулу» Луиса Ортеги, в которой великолепно солирует молодой Нахуэль Перес Бизкайярт — неприкаянный, отвязный, тощий плохиш с тоскливыми щенячьими глазами и точная рифма Дени Лавану, точнее, его образам из первых фильмов Леоса Каракса.

В разделе гала-показов зрители отвалили свой приз знаменитому Стивену Долдри («Билли Эллиот», «Часы», «Чтец»), представившему в Риме "хорошо сделанный" и абсолютно не вдохновляющий "семейный" фильм "Мусор" (Trash). Действие происходит в фавелах и на мусорных кучах Бразилии: копающиеся в помойке дети находят бумажник, за которым охотится коррумпированная полиция и, героически претерпев от нее побои и лишения, находят способ передать его в надежные руки благородных американских миссионеров. Публика, как видим, в восторге, только я один малодушно бежал из зала.

В разделе жанрового кино (Mondo Genere) выбор народа оказался еще ужаснее: индийский «Хайдер» (Haider) Вишала Бхардвая берет самые поверхностные сюжетные схемы «Гамлета» и переносит в разрываемый войной Кашмир, превращая Шекспира в тотальную «Зиту и Гиту» с песнями, плясками и обильными глицериновыми слезами.

Почетные призы дирекция фестиваля не решилась доверить демократическим выборным процедурам, поэтому они отошли трем достойным режиссерам — Уолтеру Саллесу, Такаси Миике и Алексею Федорченко.

Культовый японец Такаси Миике справедливо удостоился приза выдающемуся независимому режиссеру (Maverick Director Award) и показал очередной анархичный манга-фильм "По воле богов" (As the Gods Will). Вещь программно инфантильную, моделирующую взгляд на жизнь современного тинейджера, в мозгу которого виртуальная и телевизионная реальность (а последняя давно заменила «реальность» как таковую) смешались в гремучий, взрывной коктейль - видеоигры наложились на телерепортажи о терроризме и стали представлять прямую и явную угрозу. Выжить в терактах, которые обрушивает на головы школьников то сбрендившая японская кукла-неваляшка Дарума, позабывшая о том, что она обязана приносить счастье, то огромный мимимишный котик, то полярный медвед, то, не поверите, отличающиеся особой жестокостью русские матрешки, - можно только "по воле богов". Впрочем, и на богов саркастичный Миике не склонен возлагать особых надежд.

Среди справедливо оставшихся без призов фильмов и триллер "Ледяной лес" (La foresta di ghiaccio) с регулярно снимающейся в Италии актрисой Ксенией Раппопорт в роли видавшей виды словенской полицейской. Явный и недостижимый предмет вдохновения режиссера Клаудио Ноце - шедевр братьев Коэнов "Фарго", но сравнивать эти произведения, конечно, смешно - хотя бы потому, что в излишне гордо и самоуверенно несущем себя итальянском фильме нет ни на грош не только (черного) юмора, но и того драматического напряжения, что так блистательно удается совмещать Коэнам.

Зато здесь в наличии безотчетный ужас перед мигрантами всех мастей, по очевидным причинам устремляющихся в Италию. И хотя в фильме она предстает не красной, а ледяной пустыней (зимнее действо разворачивается на границе со Словенией), а нелегалы все лезут и лезут - из Боснии, из Сербии, даже из Ливии. Пропавшую беженку из Ливии, собственно, и разыскивает героиня Раппопорт, попутно зачем-то выслеживая медведя. Главный готический ужас воплощает Эмир Кустурица в роли обитающего на какой-то электростанции трагического монстра, контролирующего чуть ли не всю нелегальную миграцию в Италию: в устрашении публики ему помогают традиционно нечесаная борода и тяжелый взгляд исподлобья. Раппопорт вполне убедительна в роли героини фронтира с пистолетом наперевес (что большая редкость среди наших актрис) - несмотря на все психологические пережимы, за которые ее, вероятно, и любят в Италии. А то, что выдающегося кино в этой стране сейчас, увы, почти не снимают, разумеется, не ее вина.

ЧИТАЙТЕ И ДРУГИЕ КОЛОНКИ АВТОРА

Люцифер спускается в рай

Нет ничего скучнее бескрылого профессионализма, зато на кинофильме «Рай» (Eden) авторства молодой неталантливой и непрофессиональной женщины Мии Хансен-Лав заскучать никак невозможно. Ее новую вещь смотришь с открытым ртом: настолько она слаба, глупа, пуста и беспомощна, но как при этом серьезна, как себя уважает! Некрасивых девушек, к тому же еще и дур, в том, что они Моники Белуччи и Кондолизы Райс уверяют родители. Мию Хансен-Лав в том, что она режиссер, да к тому же еще и недюжинный, убедили, вероятнее всего, кинокритики. Результат: в безумии своем, девушка решила замутить эпос, хотя ранее и с камерными историями не справлялась (читайте далее)

Весь этот трэш

Едва ли не лучшее, что было показано пока в Риме, - сериал Стивена Содерберга The Knick (сокращенно от «Больница Никербокер», как называется фильм у нас). Понятно, почему этот выдающийся кинопрофессионал, выступающий как оператор, монтажер и продюсер своих фильмов, объявил об уходе из «большого кино». Кому нужно это «кино», если можно делать такое «телевидение», как сериал The Knick и предыдущий (теле)фильм Содерберга "За канделябрами"? Оно не только ничем не проигрывает кино даже на большом экране, но еще и снимается под меньшим контролем со стороны студий, без необходимости обязательного привлечения звезд, с большей свободой и удовольствием! (читайте далее)

Падение Римской империи

Римский фестиваль родился всего 9 лет назад благодаря тогдашнему мэру «вечного города» Вальтеру Вельтрони - левацки настроенный синефил, он стремился привлечь в город толпы голливудских кинозвезд; его наследник на этом посту Джанни Алеманно, напротив, был склонен считать фестиваль пустой тратой денег, справедливо полагая, что два больших международных кинофорума Италии ни к чему. Между тем, бюджет Рима при Алеманно остался нетронутым — 13 миллионов евро, что очень немало, учитывая плачевное состояние экономики — как итальянской, так и мировой. При этом действо, разворачивавшееся в прошлые годы в огромном Аудиториуме Парко делла Музика, спроектированном Ренцо Пьяно, на фестиваль походило не очень (читайте далее)