Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Политика16 ноября 2014 19:00

"Сейчас потерпим, зато у нас будет честная республика с честными людьми"

Из Новороссии вернулся 7-й по счету гуманитарный конвой [фото]
Из Новороссии вернулся 7-й по счету гуманитарный конвой

Из Новороссии вернулся 7-й по счету гуманитарный конвой

Фото: Максим ГРИГОРЬЕВ

В 3 ночи жителей станицы Ковалевка под Ростовом-на-Дону разбудил рев двигателей. Над Донским спасательным центром МЧС пополз сизый дым, вспыхнули огни. 70 тяжелых грузовиков прогревали дизеля. Через час эта махина, выстроившись в колонну, по загодя перекрытой ГИБДД трассе М-4 "Дон" рванула к границе с Новороссией. 20 машин поехало на Луганск, 54 - на Донецк. В них 350 тонн гуманитарной помощи Юго-Востоку.

Водитель-спасатель МЧС России предыдущего, шестого гумконвоя, в шутку сравнил прохождения колонны с легендарным броском российских десантников на Приштину. В шутке оказалась доля правды. До места формирования под Ростовом уже груженые фуры добирались с крейсерской неспешностью. Ехали со всей России. В колонне можно встретить водителей с шевронами кавказского, северного, центрального и других региональных центров МЧС. С миру по нитке, точнее, по тонне, собирали гуманитарку по всей стране.

Теперь ее везут в ночь к границе, чтобы не попасть в очередь на таможне.

- Обрати внимание, - негромко обращается ко мне сотрудник МЧС Тимофей. - Дорога зачахла. Инфраструктура жила на тех, кто ехал на Украину. Теперь ни одного трейлера, ни одного стоп-сигнала.

До места формирования под Ростовом уже груженые фуры добирались с крейсерской неспешностью

До места формирования под Ростовом уже груженые фуры добирались с крейсерской неспешностью

Фото: Максим ГРИГОРЬЕВ

Через придорожные села с темными окнами кафе и мотелей подъезжаем к российской таможне. Проехав нейтральную зону - "нейтралку", попадаем к ДНРовским таможенникам. Ну как таможенникам, ополченцам в камуфляже без знаков различия. С автоматами, угрюмые и решительные. Фуры МЧС они даже не досматривают.

За воротами поста начинается другой мир. Царство войны. Изрешеченные пулями и осколками ангары, дорожные знаки и мешки с землей около таможни. Когда-нибудь война закончится, но многие напоминания о ней оставят как память. Здесь такие люди, они не забудут.

- Работаем за идею, не за зарплату,- говорит ДНРовский гаишник в новой форме с надписью "Полиция" на русском. - Сейчас потерпим, зато у нас будет честная республика с честными людьми.

Этот полицейский с коллегами сопровождают конвой от границы до Донецка. До него 93 км по разбитой снарядами и грузовиками узкой, в две полосы, дороге. И вот здесь действительно начинается марш-бросок на косовскую Приштину. Водители МЧС топят газ в пол. Скорость до 100 км в час. От напряженного лавирования между ямами у водителей белеют костяшки пальцев на руле. Редкие легковушки жмутся к обочине. Вокруг нее то тут, то там скошенные снарядами деревья. По краям - осыпавшиеся воронки. В полях попадаются неразорвавшиеся выстрелы от "Градов". Говорят, на некоторых из них находили надписи "Чем смогли, тем помогли" - украинские артиллеристы писали это, предварительно испортив боевую часть.

Фронт уже полтора месяца как не сдвигается, объявлен мораторий, но снаряды летят с той и другой стороны

Фронт уже полтора месяца как не сдвигается, объявлен мораторий, но снаряды летят с той и другой стороны

Фото: Максим ГРИГОРЬЕВ

"Цена риска - жизнь" - гласит простреленный дорожный знак. Это точно... Сойдя с обочины, можно подорваться на неразорвавшемся снаряде или мине.

- Если видят сотовый сигнал, могут долбануть. Конечно, могут по-джельтельменски поступить, закрыв квадрат (от связи - Авт.), а может и сразу прилететь (например, снаряд - Авт.), как повезет. Даже прямой спутниковый телефон глушат. Только армейские рации работают, - говорят знающие ополченцы.

Иловайск - первый крупный населенный пункт на пути в Донецк. Еще недавно за него шли жестокие бои. От них остались разбитые бетонные блоки и мешки блокпостов. Жовто-блокитные автобусные остановки с украинскими еще названиями изрисованы флагами ДНР. Некоторые здания разрушены до основания. Надписи на них адресованы украинцам. "Хрен (здесь более грубое слово) вам, а не Донбасс", - пожалуй, самое невинное послание.

Закопченными, выгоревшими окнами глядит на колонну электроподстанция города. Львиная доля груза гуманитарной колонны предназначена именно ей - для восстановления электроснабжения. В первую очередь, социальным учреждениям и жилым домам. Это действительно напоминает Косово. Косово наоборот.

На всем пути следования гумконвой встречали люди. Кто просто смотрел ему вслед, кто радостно махал руками. Один старик с тростью и мокрыми от слез глазами кланялся каждой проезжающей машине МЧС. Но самое поразительное в этих людях - их взгляд. Бездонный. Взгляд, какой бывает у проживших век стариков. Тем страшнее, что такими глазами вслед конвою смотрели дети.

И мертвые животные. Кошки и собаки. Много породистых. Их тела усеивают дорогу на Донецк и ее обочину. Хозяева погибли под обстрелом или уехали. Осиротевшие питомцы бродят по округе. Многие, не успев одичать, попадают под колеса.

Существует специальная комиссия, которая делает запрос необходимого

Существует специальная комиссия, которая делает запрос необходимого

Фото: Максим ГРИГОРЬЕВ

Спустя полтора часа дороги конвой въезжает в пригород Донецка. Здесь от него отделяются группки фур. Они едут на разные склады в зависимости от груза. Самая большая часть двинулась на электроподстанцию "Чайкино". Здесь их уже ждут краны и рабочие. Трансформаторы, катушки с проводами, изоляторы, переключатели и прочее. Все это попросили районные власти. Существует специальная комиссия, которая делает запрос необходимого. Информацию собирают и отправляют в Россию. Так, например, с бензином для скорой, милиции и пожарных. Он до сего дня был в остром дефиците.

С часа дня началась артиллерийская канонада. Кто стреляет и куда - никто не мог сказать с уверенностью. Говорили, что ДНР обстреливает аэропорт, в котором засела нацгвардия. Другие утверждали, что это украинцы обстреливают пригороды Донецка. Фронт уже полтора месяца как не сдвигается, объявлен мораторий, но снаряды летят с той и другой стороны. Так под этот "оркестр" к шести вечера конвой разгрузился. Водители, успевшие съесть сухпаек и напиться чаем, вновь выстроились в колонну. В восемь вечера порожний конвой вернулся в Россию. Ночь отдыха в Донском спасательном центре и грузовики разъедутся по своим регионам. Вскоре большинство вернется в Новороссию с новым конвоем.

Фуры едут на разные склады, в зависимости от заказов

Фуры едут на разные склады, в зависимости от заказов

Фото: Максим ГРИГОРЬЕВ

P.S. Часто в украинских и западных СМИ появляется информация, что назад, в Россию, в грузовиках везут трупы погибших солдат. На самом деле под тентом ни пылинки. По словам ветеранов гуманитарных операций МЧС, "груз 200" возили лишь единожды. Это было в Чечне. Тогда это долго согласовывали с Минобороны. Сейчас я лично убедился, что борта пусты.