Продавцы новых автомобилей не знают, по каким ценам им предлагать машины.
Фото: Андрей ГРЕЧАННИК
Обстановка в автосалонах сейчас уже неоднозначная. Где-то еще очереди и столпотворения, как в гипермаркетах накануне праздников. А в иных местах менеджеры от безделья пускают друг в друга бумажные самолетики, потому что продавать уже нечего.
Там, где еще остался колесный товар, сметается буквально все. Выросшие процентные ставки по автокредитам и вновь подорожавшие на 7-10% полисы КАСКО никого не отпугивают. К нашим согражданам присоединились соседи, особенно много покупателей из «беспошлинных» Белоруссии и Казахстана. Накануне во время эфира на радио «КП» слушатель написал в СМС: «В автосалон «Хендай» приехал казах и скупил все машины, которые были в наличии». В столичном дилерском центре этой же марки по секрету сообщили, что почти половина купленных у них машин отправляется в Белоруссию.
Причина ясна: даже с учетом того, что с начала декабря более двадцати автопроизводителей подняли цены в размере от двух до десяти процентов (таковы данные агентства «Автостат»), доллары и евро все равно подорожали гораздо больше. Значит, валютная стоимость машин сейчас ниже, чем была летом и осенью. И получилось, что у соседей и даже в Европе теперь машины дороже.
Фото: REUTERS
Ясно, что долго так продолжаться не может, никто в ущерб себе торговать не будет, и цены уже в начале будущего года вырастут так же высоко, как и валюта. Люди это понимают и спешат купить все, что есть в наличии. Особенно бюджетные седанчики, а также популярные сейчас кроссоверы и внедорожники. А резкий рост курса в минувший вторник, когда за евро давали до 100 рублей, заставил ряд автосалонов просто прекратить продажи. Прямо об этом они не говорят, но под разными предлогами отказываются от заключения договоров.
- Остановили продажи те, у кого, скорее всего, просто закончились машины. Мы продажи пока не приостанавливали, еще есть в наличии автомобили Infiniti, Audi, но заканчиваются Porsche, - объясняет Алексей Тузов, первый вице-президент ГК «АвтоСпецЦентр».
- В следующем году машины будут уже дороже. Сейчас ожидаемый срок поставки - февраль-март будущего года. Предконтрактование машины предусматривает необходимость взять деньги у покупателя, но сейчас никто не знает, какой будет цена. Раньше предполагали, что она вырастет на 10-15%, теперь понятно, что она изменится еще больше. Так что покупатель, заказывающий себе автомобиль сейчас, должен понимать, что берет на себя риск заплатить дороже, чем ожидал.
Продавцы бы рады зафиксировать цену в у. е., но закон этого не позволяет. А определиться с рублевой ценой не позволяет ситуация.
- Многие российские представительства автомобильных компаний закупали машины еще при цене на уровне примерно в 35 рублей за доллар, и теперь на продаже каждой машины несут убытки. Им бы подождать стабильности курса, потом переписать ценники и спокойно работать с «плюсом», но никакой ясности пока нет, - комментирует Роман Гуляев, автоэксперт, владелец консалтинговой компании.
- Понятно, что все машины в скором времени в той или иной мере подорожают. Иностранной сборки - особенно сильно, российской - чуть меньше. Повезло тем, кто меньше зависит от импортных валютных комплектующих, это Lada, Renault, Volkswagen.
Но дефицит создался и в автосалонах, торгующих машинами российской сборки. В компании KIA прямо сказали, что все упирается лишь в объемы производства. То есть люди раскупают все, что в состоянии произвести автозавод, работающий на полную мощность. В минувшем ноябре именно KIA Rio стала самой продаваемой машиной в России, обогнав «Ладу-Гранту». Такого до сих пор не было никогда, чтобы иномарка стала легковушкой номер один. Но и «Гранта» бы так просто не сдалась, если бы завод не подкачал и смог сделать больше. Производство - процесс сложный, нужно заранее заказывать комплектующие, набирать и обучать персонал. А такого исхода никто не ждал, ведь до этого авторынок плавно «падал» в течение целого года. Похоже, в начале будущего года, если цены станут соответствующими курсу, а все желающие уже потратят деньги, его падение станет еще более заметным.
- Многое будет зависеть от того, какие цены выставят импортеры. Если бы не скачок валюты в минувший вторник, мы бы знали новые цены уже сейчас. Но теперь представительства взяли паузу, и стоимость машин 2015-го года выпуска мы узнаем только в ближайшие дни, - говорит Алексей Тузов.
Слушайте ежедневную программу «Автомобили» на Радио «КП».
Присоединяйтесь к группе автомобилистов ВКонтакте.