Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Общество23 февраля 2015 13:20

«Комсомолка» партизанила в немецком тылу

Летом 1942 года в смоленское партизанское соединение «Батя» направилась выездная редакция "Комсомольской правды"
Любовь Райкова, связная отряда «Батя».

Любовь Райкова, связная отряда «Батя».

Об этом мало кто знает. Но летом 1942 года в смоленское партизанское соединение «Батя» направилась выездная редакция "Комсомольской правды". За несколько месяцев работы в немецком тылу журналисты «Комсомолки» выпустили 12 номеров и 5 специальных выпусков общим тиражом 33 тысяч экземпляров. О «Комсомолке-партизанке» нам рассказала Любовь Райкова, связная отряда «Батя».

Никифор Захарович Коляда ("Батя")

Никифор Захарович Коляда ("Батя")

– Любовь Андреевна, как случилось, что редакция «КП» отправилась в отряд «Батя» и почему именно туда?

– Командир нашего соединения Никифор Коляда (хотя мы все называли его Батей- уж очень был душевный человек, отсюда и название его отряда) летом 1942-го приехал в Москву с отчетом о боевых действиях. Он выступал по радио, зашел и в редакцию «Комсомольской правды». Тогда и решили отправить в наше партизанское соединение выездную редакцию газеты.

– Сколько журналистов отправилось в тыл врага?

– Всего пять человек. Я их всех очень хорошо помню: молодые ребята, они сами добивались, чтобы их послали в опасную командировку. Главным редактором назначили Карла Непомнящего, уже известного в то время военного корреспондента. Были среди журналистов и корреспондент «Правды» – Леонид Коробов, и сотрудница ТАСС – Лидия Бакашова. Но, как я узнала позже, все они до войны работали в «Комсомолке», поэтому часто шутили: «Мы – дети одной матери!»

– Как добирались до места назначения?

– Меня удивило мужество газетчиков: в пути журналисты, как партизаны, стояли в карауле, охраняли грузы, словом, выполняли любое задание командования, а на досуге обсуждали план первого номера. Линия фронта в тех местах тогда была не сплошной. Но мы вместе с встретившими нас партизанами переходили ее ночью, через минные поля, везя на подводах все необходимое оборудование.

– А какой он был, первый номер партизанской «Комсомолки»?

– Небольшой – размером с листовку, но очень красочный. Журналисты привезли с собой письма советских писателей, стихи, карикатуры художников. И в первом номере, который вышел 12 августа, опубликовали письмо Ильи Эренбурга, адресованное партизанам Смоленщины, фронтовые рассказы. Но потом преобладал в газете, конечно, местный материал.

Номер "КП" от 6 сентября 1942 г, выездная редакция в тылу врага при штабе смоленских партизан.

Номер "КП" от 6 сентября 1942 г, выездная редакция в тылу врага при штабе смоленских партизан.

– Газета выпускалась практически в полевых условиях. Что представляла собой редакция?

– Редакция располагалась в штабе партизанского движения, в деревне Корево. В одной просторной комнате была одновременного и редакция, и типография. По стенам – ящики со шрифтами, бумагой, книгами. У окна стоял стол с рукописями, макетами, а рядом столик с пишущей машинкой. А у другого окна работал наборщик «Комсомолки» – Николай Николаев. Но всех журналистов вместе застать практически никогда было нельзя, газетчики часто подменяли друг друга. Люба Федорова, например, была настоящей многостаночницей: и машинисткой, и корректором, и зав. отделом писем, и ответственным секретарем.

Командировочное удостоверение Л. Федоровой

Командировочное удостоверение Л. Федоровой

– Сотрудникам приходилось рисковать жизнью при выполнении задания?

– Конечно, они понимали, что, возможно, кто-то не вернется назад. Ведь ехали в тыл врага. Во время работы корреспонденты постоянно выезжали в отряды соединения и даже, бывало, принимали участия в боях. Хотя наш Батя, конечно, протестовал против этого. Очень рисковали и наши разведчики, которые доставляли газету в оккупированный Смоленск. Газету немцы срывали с фонарных столбов, разгоняли или даже убивали людей, которые сходились ее читать. Возвращаясь, ребята рассказывали о зверствах фашистов: все это публиковалось в газете. Материалы потом перепечатывались в центральных изданиях, передавались по радио.

– Почему в сентябре редакции пришлось вернуться в Москву?

– Немцы начали наступление, редакции пришлось переезжать, но она не прекратила выпуск газеты. Сжималось кольцо немецкой блокады. Партизаны с боями отходили к селу Слобода (ныне Пржевальское. – Ред.), и плечом к плечу рядом с нами работали и сражались журналисты «Комсомолки». На подступах к Слободе наступление гитлеровцев остановили, из соединения «Бати» сформировали пять бригад, которые ушли в леса Белоруссии, а выездную редакцию «Комсомольской правды» отозвали в Москву.

... В сентябре 1997 года в деревне Корево побывал легендарный журналист "Комсомольской правды" Василий Михайлович Песков. Он писал о тамошней природе и вдруг поразился: "Следы недавних страстей… Их много: окопы, дырявые каски, почти истлевший ботинок с немецкой подковкой, россыпь патронов яме. И неожиданный памятный знак: «В этой деревне (Корево) в начале 1942 года располагался штаб партизанского соединения «Батя» и работала выездная редакция «Комсомольской правды».

Табличка на стеле, стоящей у дома, где размещалась фронтовая редакция "КП".

Табличка на стеле, стоящей у дома, где размещалась фронтовая редакция "КП".