Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
В мире23 августа 2016 23:21

Почему казахи ближе русским, чем украинцы. Часть 2

Спецкор «Комсомольской правды» Дарья Асламова отправилась в Казахстан, чтобы понять, может ли эта страна, сегодняшний союзник России, повторить судьбу Украины [видео]
По мнению казахских политологов, степняки-кочевники (на фото участники ежегодного фестиваля соколиной охоты под Алма-Атой) всегда были вместе с русскими, потому что у наших народов общие ценности.

По мнению казахских политологов, степняки-кочевники (на фото участники ежегодного фестиваля соколиной охоты под Алма-Атой) всегда были вместе с русскими, потому что у наших народов общие ценности.

Фото: REUTERS

Продолжение. Читайте Часть 1

«ЗОЛОТАЯ ОРДА» - РОДИНА ЗОЛОТЫХ СЕРДЕЦ

Настя Ахметова, известный блогер и член Антифашистского комитета Казахстана, - красавица смешанных украино-казахских кровей. Глядя на эту хрупкую девчонку с большими раскосыми глазами и аккуратным носиком, трудно представить, что она еще и мать пятерых детей.

Настя - энергичная мечтательница и пропагандист будущего евразийства. Ее раздражает узость идеи «Русского мира»:

- Люди здесь болезненно воспринимают заявления, что Великую Отечественную войну выиграли русские. А как же мы? Треть населения ушла на фронт. Это общая победа! Мы мучительно ищем идеологию общего евразийства. Пока вы там, в Москве, не дойдете до мысли, что каждый евразийский народ - пространствообразующий, и у каждого своя задача, вы не сможете объединить людей. А ведь здесь западники работают по той же схеме, что и на Украине. Делают информационные вбросы, чтобы разъединить людей: вот, русские устроили голодомор в Казахстане. Даже памятник поставили. Казахи должны, мол, русских оккупантов и убийц ненавидеть. Здесь вовсю работают западные НПО. А русские все время оправдываются, ловят оппонентов на фактических ошибках, а своей идеологии нет. Если Россия хочет быть с нами, это должно транслироваться на государственном уровне. Должны быть интеграционные проекты, и это нужно было делать еще вчера.

Настя Ахметова - энергичная мечтательница и пропагандист будущего евразийства. Ее раздражает узость идеи «Русского мира».

Настя Ахметова - энергичная мечтательница и пропагандист будущего евразийства. Ее раздражает узость идеи «Русского мира».

Фото: Дарья АСЛАМОВА

Ее соратник блогер Олег Сермухамедов говорит еще резче:

- Россия сейчас на геополитической войне с Западом. Мы тоже с вами на войне. Лично я и Настя. Я родился в СССР, это моя родина. Большинство казахов инстинктивно воспринимают Россию как мягкое материнское тело, к которому рано или поздно придется прильнуть. Но идея русской исключительности как объединяющая не работает. Эту «исключительность» надо исключить, если вы всерьез взялись за евразийский проект. «Золотая Орда» (а все мы ее дети, даже украинцы) - вот, по сути, та объединяющая идея, которую можно противопоставить Западу. Единственный случай в истории, когда 50 тысяч всадников завоевали полмира и создали великую империю.

Дарья Асламова и блогер Олег Сермухамедов.

Дарья Асламова и блогер Олег Сермухамедов.

Фото: Дарья АСЛАМОВА

- У Чингисхана была мечта, - говорю я. - Создать такую империю, чтобы девушка, несущая золотое блюдо на голове, могла пройти через всю страну, не потеряв ни золота, ни девственности. На короткий период мечта стала реальностью.

- До Петра Первого вся русская элита была двуязычной и говорила по-тюркски, - рассказывает Олег Сермухамедов. - Они были евразийцами. А потом Петр Первый прорубил окно в Европу и отсек часть азиатской истории страны. Люди застеснялись своего прошлого. Азиаты, мол, «чурки». А ведь у нас есть общие евразийские ценности, несовместимые с западной культурой. Жажда справедливости, самопожертвование, понимание того, что интересы общества ВЫШЕ интересов индивидуума (противопоставление западным «правам человека»), чувство локтя, патриотизм (упрек глобализации и космополитизму), коллективизм.

- А вот если вы снова будете твердить о русской исключительности, мы, казахи, сделаем глаза еще уже! - восклицает эмоциональная Настя. - А ради общего евразийского мира мы готовы поступиться своим национальным эго. Я исхожу из того, что нас много, мы разные, и мы вместе.

Казахстан - огромная преуспевающая страна. На фото столица - Астана

Казахстан - огромная преуспевающая страна. На фото столица - Астана

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

«В ГЛОБАЛЬНОМ ДЕЛЕ МЫ ВСЕГДА БУДЕМ ВМЕСТЕ»

Именно так считают люди в Казахстане. Они с жаром доказывают: вот будешь ты с родней наследство делить, так глотки друг другу перегрызете. Так и русские с украинцами. А с другом, с которым делаешь бизнес, всегда отношения проще. Даже правило есть: не бери родственников на работу, всю кровь выпьют.

- Костяк Украины составила Запорожская Сечь - в сущности, ОПГ (организованная преступная группировка), - говорит журналист Тимур Куатов. - Они все гордятся сейчас, что они славяне с голубой европейской кровью. А у них в речи 4000 тюркизмов. Даже слово «майдан» тюркское.

У Тимура Куватова тонкие черты лица, изящные запястья, мягкие интеллигентные манеры. Он степной человек и любит восторженно рассказывать о тесных династических связях степи и России, о том, как степь пришла на помощь Александру Невскому.

- Мы связаны с Россией генетическими связями, которые невозможно порвать, - утверждает Тимур. - Это прошито у нас в позвоночнике, а наша история написана на наших лицах. А вот Украину Запад сейчас уговаривает, что она не часть общего евразийского организма. Там произошел криминально-нацистский переворот, когда миллионы людей попали под власть нескольких тысяч отморозков. Вспомните 90-е годы, когда небольшая группа вооруженных людей могла держать в страхе целые агломерации. 10 тысяч человек повернули вспять историю 40 миллионов, которым Запад внушает, что они - антирусская цивилизация. На Украине всегда присутствовал этот дуализм - между Речью Посполитой и Ордой. По менталитету казахи вам, разумеется, ближе. Когда дело касается глобальных вещей, мы друг без друга не устоим.

Российские ракеты «Союз» уносят с космодрома Байконур в Казахстане интернациональные экипажи на Международную космическую станцию.

Российские ракеты «Союз» уносят с космодрома Байконур в Казахстане интернациональные экипажи на Международную космическую станцию.

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

НАЦИОНАЛИЗМ ПРОТИВ ИСЛАМИЗАЦИИ?

Когда я стояла в очереди на паспортном контроле в Алма-Ате, то с интересом наблюдала за группой молодых людей в белых вязаных шапочках и в коротких свободных штанах, типичных для Пакистана. Их одного за другим выдергивали из толпы люди в форме и отводили в сторону на собеседование. Исламизация - это то, с чем столкнулся традиционно языческий Казахстан после распада СССР. Мода на ислам укрепилась благодаря щедрому спонсорству Саудовской Аравии, приглашавшей к себе на учебу молодых казахов. Возвращались они уже совсем другими людьми, фанатично религиозными и готовыми перевернуть весь мир.

- В ответ на исламскую угрозу власть отчасти инспирировала казахский национализм. Почему? Как контртехнологию для упреждения радикализма, потому что любые террористические организации, замешанные на религиях, всегда ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫ, а не национальны, - объясняет мой друг журналист Андрей Щербаков. - Это была искусственная мера государства, очень рискованная, потому что они выпустили джинна национализма из бутылки. Но все-таки для национализма здесь мало почвы. Кочевая культура, транзитная, - изначально толерантная и открытая миру. Это нормально иметь своих нациков-радикалов. Их не нужно уничтожать, нужно просто контролировать.

Однако не секрет, что эмиссары с Украины приезжают в Казахстан вербовать бойцов в украинскую армию в рядах казахских националистов. Именно на таких шпионов нарвался Андрей в одном из ночных клубов Алма-Аты. Он слишком громко разглагольствовал о том, что русские и казахи должны идти освобождать Киев от фашистов. Его взяли на выходе двое подтянутых бойцов. «Мы с Украины, - заявили они. - Сейчас позвоним своим, и с тобой разберутся».

- Я ударил первым и сумел вырваться, - с ужасом рассказывал мне потом Андрей. - Добежал до первого казаха-таксиста, рухнул в его машину и заорал: «Брат, выручай! За мной гонятся!» А у меня даже денег при себе не было. Но таксист сразу рванул с места. Спас меня братан.

КИТАЙ И КАЗАХСТАН: ОТ ВРАЖДЫ ДО ЛЮБВИ?

В юго-восток Казахстана острым рогом упирается Китай - огромный, могущественный и неизбежный. Китаефобия - давняя казахская болезнь, и никуда она не делась. Исторически обусловленный страх перед Китаем делает казахов осторожными. Кстати, они сильно обиделись, что газопровод «Сила Сибири» пройдет через Алтай, а не через Казахстан. Их доводы: Казахстан никогда никому не создавал проблем как транзитер, а трубу прокладывать через степь куда легче и дешевле, чем через Алтайские горы (более того, казахи готовы были вложить 2 миллиарда долларов в свой участок пути).

У Китая обширные планы не только на Казахстан, но и на весь Евразийский союз. Морской торговый путь, по которому шли китайские товары в Европу и Азию, полностью контролируемый американцами (захотят - в любой момент перекроют), оказался уязвимым и экономически невыгодным. Он не имеет будущего. Во-первых, два месяца морем - это чересчур долго (особенно для скоропортящихся товаров). Во-вторых, как в страшных сказках, на пути встают препятствия и чудовища. У Китая отвратительные отношения и территориальные споры с Японией и Филиппинами, которые подогревают США. В списке неприятностей: недружелюбный Тайвань, исламские террористы, сомалийские пираты. А в перспективе - полная дестабилизация Ближнего Востока и Африки через «Исламское государство», которая не сулит ничего доброго для купеческих маршрутов.

25 февраля Китай отправил первый поезд в Казахстан по новому «шелковому пути».

25 февраля Китай отправил первый поезд в Казахстан по новому «шелковому пути».

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Единственный безопасный путь - сухопутный (автомобильные и железные дороги): через Казахстан на север России, оттуда по Балтике в Европу и ответвление к границам ЕС через спокойную Белоруссию. Выгодно и с точки зрения логистики: никаких таможенных постов и границ. Также через Казахстан пойдет соединение с Ираном (уже есть железная дорога). Тогда и Армения сможет построить 100 километров железной дороги до Ирана, пусть и через очень трудный горный участок, но в результате напрямую соединится с Азией и Россией и выйдет из многолетней транспортной блокады.

Этот величественный проект называется «Шелковый путь». Бетонные дороги через Казахстан уже построены. Дело - за нами. Проект выгоден всей Евразии и ненавистен Штатам. Ведь это ставит под удар американский долгосрочный план «Анаконда»: удушение всей Евразии сетью морских баз США и полный контроль Америки над евразийской торговлей.

«Шелковый путь» настолько практичен и романтичен одновременно, что внушает тревогу. Хватит ли у нас времени, упорства и денег? В условиях бездорожья весь Евразийский проект теряет смысл.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Сладостные мечты о воссоединении

Есть и такие мечтатели в Казахстане, как журналист Ермек Тайчибеков (он даже выдвинул свою кандидатуру в президенты). Рано или поздно, по его мнению, Казахстан неизбежно возвратится в состав России. По утверждению Ермека, «мы все цивилизационно русские. Этническая принадлежность дается по рождению. А национальность - это явление ментальное, социальное, связанное с государственной самоидентификацией. Для жителей США и ЕС мы все русские. Они нас именно так воспринимают. И я считаю, что они правы. Со стороны виднее».

Ермек всей душой болеет за Украину. У него налажены огромные связи через социальные сети с украинскими офицерами и солдатами, с обыкновенными людьми даже из Галичины.

- Они со мной откровенничают, потому что я казах, - объясняет он. - С россиянами они побоятся так говорить из боязни ареста. Большинство с нетерпением ждет ввода миротворческих русских войск и окончания войны и экономического бардака.

Памятник Юрию Гагарину в Байконуре.

Памятник Юрию Гагарину в Байконуре.

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

- А вы не идеализируете, Ермек? С украинских телеэкранов брызжет такая ненависть.

- Их, ненавидящих, максимум десять процентов. Остальные молчат. Нужна упорная идеологическая работа. Мы все равно рано или поздно опять будем вместе. Это исторический тренд. Сближение неизбежно.

- Но прошло 23 года взаимного отчуждения!

- А что такое 23 года с точки зрения тысячелетней истории? Ну вышел человек на балкон покурить на пять минут. Вернулся: и вот она перед ним снова - трехсотмиллионная Русская цивилизация.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Почему казахи ближе русским, чем украинцы. Часть 1

«Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы. Попробуйте, сразитесь с нами! Да, скифы мы! Да, азиаты мы, с раскосыми и жадными очами», - мой казахстанский друг, журналист Андрей Щербаков (вместе прошли войну в Югославии), сверкая бешеными глазами сквозь стекла очков и шевеля пшеничными усами, цитирует мне Блока. Как большинство русских интеллигентов, он разговаривает исключительно русским матом (подробности)