Премия Рунета-2020
Ростов-на-Дону
+24°
Boom metrics
Общество27 ноября 2008 7:57

132 года курсом знаменитого мореплавателя

Легендарная ростовская мореходка, несмотря на солидный возраст, по-прежнему является акваторией романтики, мужества и высокого флотского мастерства
Источник:kp.ru
Из поколения в поколение передаются морские традиции и любовь к профессии.

Из поколения в поколение передаются морские традиции и любовь к профессии.

День рождения колледжа курсанты и преподаватели отметили обычным учебным распорядком: утренним построением, поднятием российского флага, напряженным графиком занятий. В этот день по многолетней традиции пригласили родителей учащихся и мореходов всех возрастов и рангов, для которых стены Седовки навсегда остались родными. «Комсомолка» побывала на празднике, увидела и услышала много интересного из жизни мореходки.

С чего все начиналось

К 1876 году в России не было ни одного учебного заведения, где бы готовились капитанские кадры для судов торгового флота. Военно-морские училища традиционно представляли элиту русского общества, для которых служба на каботажных судах не соответствовала высокому ранжиру военного моряка. Получался парадокс - на российские торговые суда зазывали работать турков, французов, немцев. Эту проблему с успехом разрешили ростовские купцы-судовладельцы Парамоновы. Посовещавшись с начальником ростовской железной дороги Фельдманом, прикинули, что тысячи рублей золотом, да еще столько же выпросив у царя-батюшки, им вполне хватит, чтобы открыть мореходные классы для подготовки шкиперов каботажного плавания. Александр II внял просьбам и своим указом положил начало прославленному ростовскому мореходному училищу, получившему десятилетиями позже имя великого морепроходца Георгия Седова. Сам же герой полярник пришел учиться в ростовские мореходные классы простым пареньком из украинского села спустя 12 лет после их открытия.

Эту историю поведал Валентин Алекумов, человек, отдавший все свои сознательные годы флотскому делу, выпускник ростовской мореходки, создатель и хранитель ее замечательного музея. «Вся история Седовки, ее выдающихся воспитанников здесь наглядно представлена, - показывает нам музейные фото, документы, памятные вещи Валентин Миронович. - Музей - это не только имидж учебного заведения, но и прекрасное место для воспитания будущих романтиков моря. Не секрет, что зачастую желание учиться на моряка навязывают родители, чтобы уберечь детей от улицы, наркотиков. А у нас все-таки хоть и не военное училище, но строгая дисциплина и высокие требования к учебе. Моя задача - приобщить школяров, курсантов к славному прошлому флотского заведения, дать возможность проникнуться романтичной и вместе с тем суровой морской профессией. Этот музей к 100-летию мореходки мы создавали, можно сказать, всем миром морских сил». На самом деле не каждый городской музей может похвастаться таким количеством уникальных экспонатов. Четыре внушительных размеров книги, где собраны восторженные отзывы посетителей, среди которых и школьники, и иностранные моряки-ветераны, тому яркое подтверждение.

Флотские мы!

Вековые традиции учебного заведения - преданность Седовке и морской профессии - присущи здесь всем - от первокурсников до убеленных сединами преподавателей и моряков, бороздящих просторы мирового океана, но никогда не забывающих родную альма-матер. Особенно это заметно во время праздников колледжа, когда собираются «седовцы» со всех концов земли.

За 132 года существования мореходки ее окончили более 31 тысячи человек, среди них большая часть - потомственные мореходы. Флотские, как они себя называют.

Вот, к примеру, второкурсник Артур Крылов - внук и племянник моряка. «Я из Таганрога, но морями и океанами в детстве не бредил. Морской колледж - это, скорее, выбор моих родных. Первое время было особенно тяжело: подъем, зарядка, построение, уборка кубрика, упорные занятия. Но потихоньку освоился… В школе ведь как - больше для родителей учишься. А в колледже проучился год и понял: учусь и получаю знания для себя. Без хороших знаний в море не выйдешь. И хотя я еще не был на плавпрактике, все равно уже пропитался морем. Родители довольны, что выдержал самый тяжелый первый год и теперь иду правильным курсом. Я окончу колледж, другого и быть не может! Не знаю, какие трудности в морских походах меня ожидают, но к ним уже готов и думаю, что все преодолею».

Знаменитая династия Крижевских началась с Прокопия Федосеевича Туляндина, полного Георгиевского кавалера, героя знаменитого Цусимского сражения. Сегодня флотскую династию продолжают отец и сын Крижевские. Сергей окончил училище в 80-х годах, Денис – третьекурсник колледжа. Вот что вспоминает бывший воспитанник Седовки Сергей Крижевский, а ныне генеральный директор морской фирмы БПУ «Моряк»: «Морская форма была с детства перед глазами, поэтому иного выбора и не предполагалось. А вот сын прошел через соблазны - тянул и медицинский, и строительный институты… Но в итоге выбрал тоже море. Я горжусь, что учился в те годы, когда начальником мореходки был Николай Алексеевич Юрков, для нас всех - батя. Большой души был человек. Во многом благодаря ему мы прошли высокую школу профессионализма и нравственности. Гордились флотской формой, походами гордились, традициями родной Седовки. Мы и до сих пор одна большая семья...»

Начальник судомеханического факультета Алексей Ющенко - первый в роду моряк. «Но не последний, надеюсь, - улыбается судовой механик, а ныне преподаватель мореходки. - К сожалению, мне пришлось покинуть работу в море, но так скажу: профессия моряка и для преподавателя остается романтичной, потому что когда приезжают твои бывшие курсанты и благодарят за морскую науку, это дорогого стоит. Особенно радует, что диплом мореходки и сегодня ликвидный, а выпускники пользуются спросом во всех мировых компаниях. Диплом позволяет 20-летним мальчишкам зарабатывать очень неплохие деньги: 2 - 3 тысячи долларов. Должен заметить, что это неплохо сочетается с морской романтикой. Не многие учебные заведения могут дать такие знания и возможность найти такую работу».

Кузница морских кадров

Колледж по праву гордится своими воспитанниками, в числе которых геройский командир подводной лодки Лунин, торпедировавший во время Великой Отечественной войны немецкий линкор «Тирпиц». Здесь учились первая в мире женщина-капитан Татьяна Дьяченко и Иван Шнейдер, капитан легендарного парусного барка «Крузенштерн». Но славная история - это не только повод для гордости, но и огромная ответственность руководства учебного заведения. Однако колледж им. Г.Я. Седова достойно держит марку кузницы высококлассных морских кадров. Кроме штурманов, а также судовых механиков, здесь нынче подготавливают штурманов-багермейстеров, специалистов очень редкой профессии для технического флота.

Гордость мореходки - тренажер маневрирования и управления судном. Аудитория оборудована как настоящий капитанский мостик самого современного корабля. Здесь курсанты судоводительского факультета, а также плавсостав, проходящий курсы повышения квалификации, отрабатывают тонкости швартовки судна, системы электронной картографической прокладки курса. Учатся работать с навигационными спутниковыми системами.

Из поколения в поколение накапливались наработки знаменитой «седовской школы». И теперь спустя десятилетия ее опыт все также востребован в современном морском флоте.

На правах рекламы.