Премия Рунета-2020
Ростов-на-Дону
+13°
Boom metrics
Общество28 декабря 2023 8:05

Ректор ЮФУ Инна Шевченко: Наставник играет ключевую роль в развитии профессиональной личности и здорового общества

В студии радио «КП - Ростов-на-Дону» ректор ЮФУ Инна Шевченко подвела итоги Года педагога и наставника
ПОПОВА Екатерина
Ректор ЮФУ Инна Шевченко.

Ректор ЮФУ Инна Шевченко.

Фото: Наталья Захарченко

Каким он был — Год педагога и наставника в Ростовской области? Каких достижений добились донские специалисты? В рамках совместного цикла передач радио «КП - Ростов-на-Дону» и ЮФУ «Говорит наставник» мы рассуждали с преподавателями Южного федерального университета из разных отраслей науки о сфере преподавания в высшей школе и наставничестве. Итоги подводим с ректором вуза, доктором экономических наук Инной Шевченко.

НАСТАВНИКИ — И ПЕДАГОГИ, И СТУДЕНТЫ

– Инна Константиновна, кто для вас во время учебы и потом, когда вы начинали свой преподавательский путь, стал наставником?

– Во-первых, хотела сказать, что наставничество в университетах всегда базировалось на отношениях студента и научного руководителя. Зачастую наставниками являются именно научные руководители выпускных квалификационных работ и диссертаций. И эти люди определяют в каком-то смысле профессиональную и жизненную траекторию тоже. Потому что во время обучения корректируется твой характер, твои амбиции, возможности.

Моим первым и единственным научным руководителем была Марина Александровна Боровская, которая сейчас является президентом ЮФУ. Вместе с ней мы прошли большой путь. Для меня этот путь – от выпускной квалификационной работы на завершающем курсе до уже докторской диссертации. И впоследствии совместной командной работы уже в руководстве ЮФУ, федеральных органах исполнительной власти и в различных экспертных советах.

Студенчество – большой период, который закладывает и эмоциональные, и интеллектуальные, и профессиональные основания для дальнейшего развития. И, конечно, наставниками, прежде всего, является преподавательский корпус.

Но одна из сторон наставничества – это те студенты, с которыми ты учишься. Они по отношении друг к другу зачастую выступают наставниками. И в университете всегда существовал целый ряд мероприятий, где студенты могли проявить себя, сформировать команды и развивать различные навыки, достигая свои цели.

– А случались такие ситуации, в которых вы опирались не только на профессиональные знания, но и на жизненный опыт? Потому что наставник чаще еще является примером человека, на которого мы ориентируемся во всех смыслах. И в научном, и в личном плане.

– Я хочу сказать, что самым основным наставником человека является сама его жизнь. Здесь играют свои роли и семья, и родители, и друзья. Все это закладывает в человеке определенные паттерны, которые он потом переносит в свою жизнь.

Университет является отражением особой культуры. И каждый привносит сюда свою индивидуальность. В этом плане это очень высокопрофессиональная, интеллектуальная среда, где основное в ней то, что и наставник, и его последователь находятся в постоянном развитии.

НЕ ТЬЮТОР И НЕ МЕНТОР

– А какие качества должны быть у человека, чтобы стать хорошим наставником?

– Чтобы стать хорошим наставником, нужно быть, прежде всего, хорошим человеком. Личностные качества очень важны. А также отношение к тому, что ты делаешь. Безусловно, в университете важны и этические принципы. Даже сложно сказать, какие качества именно важны. Но точно это стремление к познанию, эмоциональный интеллект, желание и способность творить, развиваться. И в хорошем смысле желание гордиться и мечтать. А еще важно терпение и трудолюбие.

– Сейчас есть такие слова, как «ментор», «тьютор». В чем, на ваш взгляд, между ними отличие от наставничества в том виде, в котором оно существует?

– Наставничество – более философское понятие. Это передача знаний и опыта. И наоборот. Ведь зачастую последователи являются уже твоими же наставниками. А тьютор сопровождает человека на определенном этапе образовательной траектории. Ментор же в большей степени ориентирован на то, чтобы помочь человеку, когда он сам не в состоянии выстроить свое личностное развитие. Тогда ментор будет подсказывать, какие мыслительные инструменты для решения той или иной задачи нужно использовать.

То есть тьютор и ментор помогают решить определенную задачу. А наставник закладывает основы твоего мировоззрения.

ПЕРЕДАТЬ ОПЫТ

– А насколько в целом, на ваш взгляд, институт наставничества важен для современной высшей школы у нас в стране?

– Я бы не определяла наставничество только современным этапом. Это существовало всегда. А актуализировался он действительно только сейчас. Наставничество – это естественное основание получения элитного качественного высшего образования в наших университетах. Это неотъемлемый его элемент.

Другой момент: сейчас система получения профессиональных знаний становится стратифицированной. В итоге возникают разные формы сопровождения. Иногда преподаватель, читающий курс лекций, может стать для тебя большим наставником. Роль наставника заключается именно в передаче опыта. Поэтому роль наставничества существенно возрастает. И это неотъемлемая часть университетского образования.

– Инна Константиновна, с какими вопросами, на ваш взгляд, молодой ученый или студент может обратиться к наставнику?

– Например, ко мне можно прийти с любыми вопросами. Конечно, в большей степени они касаются профессионального развития, той научной идеи, которой горит человек, того творческого потенциала, который студент хочет в себе раскрыть. Сейчас еще развивается система различных дискуссионных клубов. Это не как форма обязательного занятия внутри одного курса, тематически-постановочное обсуждение.

Ведь государство может существовать только тогда, когда есть сильное образование и наука. И сейчас мы видим огромные усилия со стороны университетов и со стороны государства в развитии науки и технологий. Это огромный импульс. Начиная от привлечения общественного внимания к педагогу, ученому, преемственности поколений, кадровой политике. И заканчивая осознанием понимания научной этики, исследовательского протокола, качества высшего образования. Поэтому сейчас существует большое количество программ, как для университетов, так и отдельно для ученых и студентов.

СИСТЕМА НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

– Как в ЮФУ сейчас идет работа со студентами, аспирантами в этом формате наставничества? Какие проекты реализуются в этом году? И что планируется в следующем?

– Это, конечно, взаимодействие «аспирант – научный руководитель». Мы поддерживаем эту связь. Создаем разнообразные формы от грантов аспирантов до поддержки расширения базы знаний в процессе и подготовки, и образовательной деятельности, и профессионально-научной карьеры. Сегодня у нас обучаются более тысячи аспирантов в разных направлениях. Это большая и адресная работа.

По сути, сегодня учеба осуществляется в формате 24/7, и мы поддерживаем систему неформального образования. То есть, когда за пределами основного образовательного процесса студент может выбрать еще одну траекторию. И задача университета все эти платформы для студента предоставить. Начиная от технологического предпринимательства, проектного мышления и обучения, до раскрытия творческих способностей — от «Студенческой весны» до КВН.

Поэтому университет является мощным центром притяжения, где на протяжении всей своей жизни найдется наставник, которому можно задать любой вопрос. И ответ на этот вопрос иногда не совпадет с тем, что написано в книгах, о чем говорят друзья и родители. Потому что интеллектуальный кругозор всего университета значительно шире. И каждый выпускник, каждый человек, который к этому университету имеет отношение, может здесь найти ответ на любой вопрос.

– Инна Константиновна, что, на ваш взгляд, может изменить то внимание, которое в течение этого года уделяли теме наставничества у нас в стране? И какие бы хотелось пожелать улучшения в высшей школе?

– Для меня самым главным результатом этого года является повышение внимания заинтересованных людей к наставничеству, к роли наставника и педагога в жизни ребенка, профессионала, человека.

Год наставника призван сфокусировать наше внимание на том, что наставничество – это вид профессиональной деятельности. Это личностный позыв и мотив. Он сегодня очень важен. Год педагога и наставника был объявлен на уровне президента - это говорит о том, что сегодня педагогическая деятельность во всех ее проявлениях в фокусе не просто государственного внимания. Все общество ориентируется на то, что фундаментальным основанием университета является взаимодействие студента и педагога. И поэтому это не только развитие форм наставничества, но и развитие форм поддержки в течение всего периода обучения. Ведь интеллектуальным университет является тогда, когда в нем работают лучшие преподаватели, лучшие исследователи и обучаются лучшие, талантливые студенты. И наставник, и педагог играют ключевую роль в развитии здоровой профессиональной личности. А, следовательно, и здорового общества.

НАША СПРАВКА

Инна Константиновна Шевченко окончила с отличием Таганрогский государственный радиотехнический университет в 1998 году. Спустя пять лет защитила кандидатскую диссертацию на тему «Инвестиционный механизм регулирования развития отраслевой структуры региональной экономики» с присуждением ученой степени кандидата экономических наук. В 2008 году Инне Константиновне было присвоено ученое звание доцента по кафедре экономики. Спустя два года присуждена ученая степень доктора экономических наук. А 25 марта 2020 года Инна Шевченко была назначена ректором Южного федерального университета.

Область научных интересов Инны Константиновны - региональная экономика и экономический рост, управление в социальных и экономических системах, сбалансированное развитие промышленного сектора и вопросы экономики промышленности.